Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

БАЛАКИРЕВА О.А.
Магистрант Санкт-Петербургского государственного университета низкотемпературных и пищевых технологий
Научный руководитель: д.э.н., проф.Усик Н.И.

Проблемы конкуренции в сфере госзаказа. Электронные торги как путь к прозрачности госзакупок

Госзаказы не только в период кризиса, но и в благополучное время являются существенным подспорьем для бизнеса. Государственный заказ привлекателен тем, что существует стабильная гарантия того, что он будет оплачен. Рынок государственных и муниципальных закупок динамично развивается. Объем средств, выделяемых на эти цели, достиг уже 4 триллионов рублей. Таким образом, победа в конкурсе на заключение государственного и муниципального контракта практически гарантирует объемы работ и оплату за их выполнение. Но если не обеспечить точное и безусловное соблюдение требований законодательства о госзакупках, невозможно добиться ни добросовестной конкуренции, ни эффективного использования бюджетных средств. А это, в свою очередь, создает почву для коррупционных злоупотреблений. Вот почему этот сегмент экономики считается крайне выгодным для представителей бизнеса. Они стараются любым путем, далеко не всегда законным, стать исполнителем контрактных обязательств. С учетом того, что в размещении заказов участвуют несколько сот тысяч заказчиков на федеральном, региональном и местном уровнях, обеспечить должный уровень исполнения закона в этой сфере можно только путем координации действий заинтересованных государственных органов на самом высоком уровне.



Рынок государственных закупок - это не совсем частнокапиталистический рынок, где конкуренция продавцов и личная заинтересованность покупателя оказываются мощнейшим экономическим стимулом [105]. Государственный чиновник не похож на типичного субъекта рынка: ему часто проще приобретать товары у одного, возможно, давно знакомого ему поставщика. У чиновника практически нет стимулов для тщательного отбора выгодных для государства предложений. Более того, при отсутствии четкой регламентации процесса закупок этот сектор государственной деятельности нередко становится питательной средой для злоупотреблений и коррупции.

В связи с нерешенностью ряда организационных вопросов и отсутствием достаточного количества квалифицированных специалистов функционирование конкурсной системы размещения государственного заказа на федеральном уровне пока несовершенно, что не позволяет добиться ее максимальной эффективности. Установлено, что эффективность государственных закупок должна обеспечиваться единством нормативной базы, прозрачностью и регламентацией закупочных процедур, повышением конкуренции - при размещении государственного заказа, экономным расходованием бюджетных средств, строгой отчетностью государственных заказчиков и равным доступом всех поставщиков к государственным заказам.

Ни для кого не секрет, что в России законы идеальны только на бумаге, а реальность меняет их до неузнаваемости. И система получения государственных заказов в данном случае исключением не является. Принятый в 2005 г. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ) был призван сделать механизм распределения государственных заказов прозрачным и упразднить столь традиционные для России откаты. Но, как показывает практика, ради получения крупного государственного заказа подрядчики готовы платить необходимую сумму тем, кто пролоббирует их интересы.

Самый простой способ «обойти» официальную процедуру проведения торгов — не сообщать о них. В таком случае количество участников сводится к одному — тому, кого персонально информируют о существующем заказе. Однако чтобы подобный вариант не стал достоянием широкой общественности, информацию о конкурсе публикуют «задним числом» либо размещают на малоизвестном ресурсе. Самым распространенным «обходным» путем является отстранение участников от конкурса по формальным причинам. Поскольку правила заполнения многотомной документации построены на соблюдении различных нюансов, придраться к любой запятой никому не составит труда. Вот один из характерных примеров. Пожалуй, самый распространенный способ – когда «избранным» хозяйствующим субъектам умышленно предоставляют те или иные преимущества. Для «нежелательных» участников торгов искусственно создают препятствия. Встречаются случаи, когда, стремясь любой ценой обеспечить победу в конкурсе заранее определенному лицу и заявив для «отсева» нежелательных претендентов чрезмерно завышенные требования, организаторы, проведя торги, тут же заключают с победителем дополнительные соглашения – уже совсем на других условиях. Государство несет многомиллионные убытки, оплатив невыполненные работы, фактически «воздух».

Потери государства в 2008 году от закупок по неоправданно завышенным ценам составили порядка 360 млрд. рублей, увеличившись на 4,4% по сравнению с прошлым годом (без учета инфляции). Отношение объема потерь к совокупному объему размещения заказа сократились с 8,9% в 2007 году до 8,7%. [106]

Рынок государственных закупок нельзя назвать высоко конкурентным. Более того, после вступления в силу широко известного Федерального закона № 94-ФЗ уровень конкуренции при заключении госконтрактов снизился в несколько раз. В результате анализа полученных данных выяснилось, что почти 48% конкурсов проходит при наличии всего одной заявки, а на 3,5% торгов не подается ни одной заявки. Одной из причин такого положения вещей является ограничение конкуренции путем формулирования условий заявки так, что она оказывается "заточена" лишь под одного поставщика.

Снижение максимальной цены контракта в аукционах иногда достигает 40-50%. Но кто будет работать или поставлять товар за такие гроши? А почему гроши… Можно начать аукцион с сильно завышенной цены. Зачастую максимальная цена товара так завышена, что снижение в 50 % просто приводит к общему уровню цен на данный товар. Главным недостатком государственных закупок является то, что они всегда получаются более дорогими, чем закупки, осуществленные на основе рыночных операций

Значительным шагом к «прозрачности» госзакупок было создание электронных торговых площадок [107]. Электронные торги несомненный шаг к открытости процедуры, общедоступности информации. Электронный документооборот, цифровая подпись - все это сделано для того, что бы минимизировать человеческий фактор, а, следовательно, увеличить конкуренцию. Но как показывает практика прошлых лет раскрытие информации для борьбы с коррупцией и стимулирования конкуренции недостаточно.

Добиться того, чтобы в подавляющем числе случаев государственный заказ был действительно конкурентным возможно. Это могло бы серьезно изменить экономику нашей страны в целом. И не только с точки зрения развития предпринимательства, конкуренции и борьбы с коррупцией. Выход в интернет позволяет привлечь к конкурсам государственных закупок самый широкий круг поставщиков, что повысит эффективность и надежность всех этапов проведения конкурса.



Размещение государственного и муниципального заказа должно преимущественно осуществляться путем проведения открытых аукционов в электронной форме, что позволит снизить издержки "бумажных" процедур, а также вероятность сговора участников за счет обеспечения анонимности участия в электронных аукционах. Кроме того, электронная форма проведения аукционов позволяет обеспечить максимальный доступ предпринимателей к торгам.

Электронные аукционы - это серьезный шаг вперед для системы закупок и для экономики в целом, благодаря которому формируются условия для стимулирования конкуренции.



104. Рейтинг надійності банківських депозитів. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.securities.org.ua/securities_paper/review.php?id=560&pub=4010
105. Официальный сайт РФ для размещения информации по размещению государственных заказов www.zakupki.gov.ru
106. Нестерович Н.В., Смирнов В.И. Конкурсные торги на закупку продукции для государственных нужд. — М.: Инфра-М, 2000.
107. Данные комитета проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок», 2009 г.



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года