Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ЛЕРНЕР Е.А.
Аспирант Санкт-Петербургского государственного университета низкотемпературных и пищевых технологий
Научный руководитель: д.э.н., проф. Шапиро Н.А.

Имидж как основной фактор, влияющий на привлечение инвестиций

Имидж, и с точки зрения привлечения инвестиций, в частности, - это комплекс мероприятий, повышающих инвестиционную привлекательность. И в первую очередь в России он направлен на западных инвесторов. На отечественном инвестиционном рынке, получение кредитов, зависит большей частью от уровня неформальных отношений и доверия потенциальных партнеров. Но, пожалуй, самое важное, что емкость этого рынка в России ограничена. Крупные инвесторы находятся вне страны, и для них позитивный имидж, деятельность соответствующая мировым стандартам имеет определяющее значение. О том насколько важная стабильность позитивного имиджа компании свидетельствуют события вокруг холдинга «Металлоинвест». Претензии компании «Альфа-Эко М», структуры «Альфа групп» к одному из трейдеров Михайловского ГОКа на возврат 20 млн. рублей на неполученную железорудную продукцию. Появились несостоятельные публикации в СМИ, вызывающие запросы инвесторов, с просьбой разъяснить ситуацию. Ситуация была урегулирована без ответных публикаций. Эти события поднимают проблему отсутствия объективных источников информации для инвесторов в России. Извлечь объективные сведения из газет и телевидения очень сложно. По причине закрытости бизнеса, другие источники информации – данные рейтингов, аналитических агентств, открытых финансовых документов не позволяют получить достаточные сведения о структуре компании.

В России так получается, что одно или несколько предприятий могут сформировать имидж целого региона, охарактеризовать привлекательность или непривлекательность данного региона (города). Поэтому получается, что по положительному или отрицательному имиджу предприятия судят обо всем городе или регионе. Вот почему разработка и решение проблем формирования имиджа регионов (городов) становятся в настоящее время все более актуальными. Вопросы формирования позитивного имиджа города затронуты в прогнозно-аналитических исследованиях и проектировании сценариев при разработке концепций социально-экономического развития городов: Великий Новгород, Челябинск, Томск, Новосибирск, Самара, Санкт-Петербург, Казань, чтобы привлечь новые ресурсы.

Опыт показывает, что регионы, в которых руководство понимает важность имиджа и принципы его построения, получают большую заинтересованность со стороны партнеров, инвесторов при условии, что имидж несет объективную, положительную окраску. Каждый аспект жизни города – от чистоты улиц до работы предприятий и настроения их работников – влияет на имидж города. Таким образом, имидж города воспринимается как его своеобразие, неповторимость, связанные с позиционированием в ряду подобных себе городов.

Имидж может быть как положительным, так и отрицательным, негативным. Конечно, руководство любого города стремится создать если не уникальный, то, по крайней мере, благоприятный имидж. Стоит также отметить, что имидж – понятие многогранное. Слияние различных аспектов, таких как культура, уровень жизни, образования, развитость инфраструктуры, туризма в целом экономическое развитие формируют так называемый имидж города. Формирование собственного имиджа и усиление моментов узнаваемости отдельного города (региона) способствует привлечению к нему внимания, дает возможность более эффективно лоббировать свои интересы, улучшать инвестиционный климат, получать дополнительные ресурсы для развития региональной экономики, становиться кадровым резервом федеральных элит. Более того, продвижение имиджа регионов – перспективный путь преодоления трудностей в формировании имиджа России в целом. Повышение имиджа как страны в целом, так и отдельной компании, можно оценить по двум структурным элементам, интересующих инвесторов в первую очередь: степень открытости и прозрачности экономики (страны, региона, компании) и репутация на мировом рынке. Открытость компании с инвестиционной точки зрения – это прозрачность финансов и корпоративной культуры. Это вынужденная мера, не принявшая еще в России характера общепринятой нормы ведения бизнеса, рассчитанная на западных инвесторов. Однако все больше компаний идут по пути повышения прозрачности своей деятельности стремясь привлечь все больше инвестиций. Но исследования показывают, что вложения в репутацию, не менее эффективная инвестиция, чем например вложения в новое оборудование. Так сейчас доля стоимости репутации в рыночной стоимости компании составляет не менее 30%.

Все выше названное в равной мере можно применить и к государству в целом и в настоящее время очень многие это стали понимать. Ведь без имиджа государства, прозрачной экономики, и равных правил бизнеса, российским компаниям и тем более целым регионам сложно рассчитывать на зарубежные инвестиции. Особенности предпринимательства в России широко известны: коррупция, зависимость бизнеса от власти, неравные условия конкуренции, несовершенство законодательства. По данным аналитического агентства Transparency International, уровень коррупции в России один из самых высоких в мире. Вот почему уровень инвестиций в российскую экономику в период нестабильности и кризиса все больше сокращается, необходимы совместные условия власти и бизнеса по преодолению недостатков, созданию инвестиционной привлекательности, за счет создания положительного и привлекательного имиджа страны в целом. Ведь имидж – это некий синтетический образ, который складывается в сознании людей в отношении конкретного лица, организации или иного социального объекта, содержит в себе значительный объем эмоционально окрашенной информации об объекте восприятия и побуждает к определенному социальному поведению. Имидж в контексте связей с общественностью – это результат целенаправленного формирования желаемого образа. Имидж представляет собой достаточно сложный многозначный феномен, в котором переплетены совершенно разнородные факторы. Имидж в современном понимании – это универсальная категория, применимая к любому объекту, становящемуся предметом социального познания.

Актуальность исследования механизмов формирования и продвижения имиджа региона (города, предприятия) обусловлена несколькими причинами:

• во-первых, новой ступенью развития общества, сопровождающейся небывалым ростом влияния средств массовой коммуникации, когда вопросы имиджа, образа, бренда становятся факторами изменения реальности;
• во-вторых, особенностями и способом воздействия на восприятие людей такого явления, как имидж;
• в-третьих, необходимостью использования имиджевого подхода в управлении регионом.

Это может оказаться очень важным фактором его финансового управления и развития.



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года