Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

КОРНЕЕВ И.Ф.
Студент 4 курса Института бизнеса и права, Санкт-Петербург.
Научный руководитель: к.э.н., проф. Кишев Ю.И.

Динамика экономических показателей на выходе России из кризиса

Проводимая Правительством Российской Федерации в 2008-2009 г.г. антикризисная политика не только позволила предотвратить глубокий спад экономики, но и привела к положительным темпам ее роста.

Основные показатели развития экономики
(за январь-февраль 2010 г. в % к соответствующему периоду предыдущего года)

ВВП1 - 104,5 (90,2);
Индекс потребительских цен, на конец периода -102,5 (104,1);
Индекс промышленного производства2 -105,8 (85,4);
Инвестиции в основной капитал - 92,02 (82,8);
Индекс производства продукции сельского хозяйства - 103,2 (102,2);
Реальные располагаемые денежные доходы населения - 108,1(98,3);
Реальная заработная плата - 102,03(99,6);
Оборот розничной торговли - 100,8(101,3);
Экспорт товаров, млрд. долл. - 57,11(36,5);
Импорт товаров, млрд. долл. - 27,21(23,9);
Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель - 74,3 (42,6).

1 Оценка Минэкономразвития России.
2 Оценка Росстата.
3 Предварительные данные.

По расчетам Минэкономразвития России, за февраль 2010 г. года укрепление рубля в реальном выражении к доллару составило 0,1%, к евро – 4,4%, к фунту стерлингов – 3,1%. Укрепление реального эффективного курса рубля оценивается за первые два месяца текущего года в 5 процентов.

В начале текущего года потребительская инфляция сохраняется весьма умеренной. В феврале 2010 г. инфляция составила 0,9% (1,7% - год назад), а по итогам двух месяцев цены выросли на 2,5%, что ниже, чем в предшествующие два года (год назад - 4,1%).

В начале года существенный вклад в инфляцию внесли традиционное повышение регулируемых тарифов. Услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства за два месяца подорожали на 11,6%, что, однако ниже, чем год назад (17,7%). Усиление роста цен в начале 2010 года вызвано значительным ростом денежной массы в последние месяцы, обусловленное неравномерным расходованием бюджетных средств и необходимостью финансировать дефицит бюджета.

Начавшиеся положительные тенденции оживления экономики позволяют предположить, что рост, пусть и незначительный, является сбалансированным и не основан на появлении новых «пузырей» на отдельных рынках. Специалисты Минэкономразвития полагают, что для российской экономики нет явных предпосылок для начала новой волны кризиса, которую предрекают некоторые мировые эксперты.

Стабильной остается ситуация в социальной сфере - в результате проводимой антикризисной политики удалось предотвратить рост социальной напряженности. По сравнению с январем 2010 г. в феврале улучшилась ситуация на рынке труда. Общая численность безработных уменьшилась с 6,8 млн. человек до 6,4 млн. человек, а уровень безработицы составил 8,6% от экономически активного населения (против 9,2% - в январе). При этом наблюдается рост потребности работодателей в работниках, заявленной в государственных учреждениях службы занятости населения.

В то же время, положительные тенденции пока носят неустойчивый характер. Россия, как и другие экономики мира, находится пока в сложных экономических условиях. Внешние факторы оказывают серьезное воздействие на российскую экономику. Это обусловлено и тем обстоятельством, что, несмотря на высокие темпы экономического роста в последние десять лет, нынешняя структура российской экономики еще не отвечает современным требованиям динамично развивающейся страны. Она существенно отличается от структуры экономики развитых стран, где высок удельный вес образования, науки, здравоохранения. При таких условиях необходимо повышение устойчивости национальной экономики на основе совершенствования ее структуры, внедрения инноваций, осуществления модернизации в сфере оказания социальных услуг, улучшения транспортной, энергетической и финансовой инфраструктуры, формирования благоприятной среды для предпринимательской деятельности.

На восстановление инвестиционной активности в экономике была направлена политика Банка России, уменьшавшего ставку рефинансирования в 2009 году 10 раз. С 24 апреля 2009 года по 29 марта 2010 года ставка рефинансирования снижена с 12,5% до 8,2 %. К основным факторам, оказавшим положительное влияние на инвестиционную активность в 2009 году, можно отнести улучшение внешнеэкономической конъюнктуры и рост объема капиталовложений из федерального бюджета (более, чем на 40% к уровню 2008 года).

Вместе с тем, следует отметить, что Антикризисная политика Правительства, хотя и принесла положительные сдвиги, в большей степени была направлена на смягчение последствий воздействия кризиса на граждан, на предотвращение безвозвратных потерь промышленного и технологического потенциала и не устранила внутренние риски российской экономики в краткосрочном периоде.

Такой путь не обеспечивает модернизации экономики, достижения целей и задач долгосрочного развития, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

Это означает и было озвучено Президентом РФ Медведевым Д.А. и Председателем Правительства РФ Путиным В.В., что государство смещает свою политику на формирование нового промышленного потенциала, модернизацию, инновации, повышение качества человеческого капитала. Такое смещение акцентов должно позволить на горизонте в 2-3 года компенсировать накопленное за 2009 год отставание от «графика» модернизационной повестки дня, сформулированной в Концепции. Поддержка оживления экономики, обеспечение устойчивости наметившегося экономического роста в краткосрочном периоде являются важнейшим приоритетом. При необходимости будут приниматься новые меры в рамках выделенного в федеральном бюджете антикризисного резерва в размере 195 млрд. рублей. Особое внимание будет уделяться вопросам безработицы, социальной поддержки населения, пенсионного обеспечения, решению проблем моногородов, малого и среднего бизнеса.

Все эти меры должны способствовать постепенному выводу страны из кризиса и плавному экономическому росту.



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года