Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ЯРОШЕВСКАЯ Т. Л.
Аспирантка Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов
Научный руководитель: д.э.н., проф. Захаров Н.Л.

К вопросу о проблеме использования рекламы в деятельности учреждений культуры

В настоящее время учреждениям культуры (музеи, театры, концертные организации, библиотеки, парки, культурно-досуговые центры, учреждения дополнительного образования) приходиться адаптироваться к сложным экономическим условиям, в которых находится современная Россия. – Это и напряженная конкуренция, сложившаяся на рынке досуга и развлечений, и угроза финансового краха в результате сокращения государственного финансирования, и реформа образования, создающая свои особенности. Учреждения культуры в этих условиях вынуждены вступать в борьбу за своих посетителей и искать дополнительные возможности привлечения их в свои заведения, прежде всего используя современные технологии – использовать маркетинг и иные механизмы рыночной экономики, разрабатывать новейшие программы, с использованием компьютерных технологий, способные заинтересовать посетителей. При этом учреждения культуры должны строго опираться на сложившиеся традиции и моральные ценности нашего общества. Именно в этих противоречиях и заключается проблема, обнаруживающая сложность и специфику продвижения услуг, предлагаемых учреждениями культуры.

Для продвижения своих товаров и услуг населению перед учреждениями культуры встает необходимость использовать рекламные коммуникации. С помощью разнообразных вариантов рекламных обращений, направляемых по разным каналам, учреждение культуры передает информацию своим аудиториям. Рекламные обращения учреждения культуры формируют осведомленность о товаре и услугах, предлагаемых им, и мотивируют клиента к спонсорской поддержке, посещению. Кроме того, реклама формирует имидж самого учреждения культуры. А если это реклама, указывающая на спонсоров, то способствует продвижению компании-спонсора во внешней среде, поддержанию и укреплению ее авторитета и репутации на рынке для потенциальных сотрудников и новых партнеров.

Конечно же, рекламная деятельность учреждений культуры требует большой и напряженной работы, но в нынешней экономической ситуации это залог выживания и успеха. Учреждение культуры должно стремиться освободиться от ярлыка хранилища, от рутины и стереотипов, и стать более мобильным, открытым и востребованным для населения. Поэтому в настоящее время особенно важно для современных учреждений культуры охарактеризовать условия их существования и развития; определить современные тенденции и виды их коммуникаций; исследовать практику их рекламы и выделить типы и особенности рекламных коммуникаций.

Вопросу деятельности учреждений культуры и современных условиях его существования, его управлению посвящено немало работ как российских, так и зарубежных исследователей. Например, в работе Барри Лорда и Гейла Д. Лорда «Менеджмент в музейном деле» [116] уделено особое внимание управлению музеем, его фондами, экспозиционными программами, недвижимостью и финансами. Исследователь Е. Л. Шекова [117] рассматривает менеджмент и маркетинговую деятельность ряда всемирноизвестных учреждений культуры, проводя оценку эффективности этой деятельности. Отдельные ее работы посвящены маркетинговому исследованию рынка культурных услуг в России и за рубежом. [118]

Кроме того, следует отметить работы П. Морка, [119] М. Вирзинга, [120] Ю. Клюева, Д. Пеша, Е. Соболевой, М. Гнедовского, где также анализируется проблема эффективности управления маркетингом учреждений культуры.

Большую группу источников, составляют работы посвященные роли Интернета и информационных технологий в деятельности учреждений культуры. Глубокий интерес к этой теме отражен в многочисленных трудах А.В. Лебедева, [121] работах Н.А. Никишина, Т.Г. Богомазовой, Л.Л. Калининой. [122]

Что касается рекламных коммуникаций учреждений культуры, то сегодня не существует каких-либо отдельных трудов по этой теме. Лишь некоторые авторы в своих работах затрагивают отдельные аспекты рекламы. Например, в сборнике «Управление музеем: практическое руководство» в главе «Маркетинг» П.Морк отмечает значение рекламы как средства продвижения музеем товаров и услуг. Делятся своим опытом по организации рекламной деятельности в музее У.Ш. Куулар [123] – руководитель рекламного отдела Дарвиновского музея в Москве, И.В. Синтин – менеджер по рекламе Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева. [124]

Кроме вышеперечисленных источников, на сегодняшний день, проведенные учреждениями культуры рекламные мероприятия, акции, выставки, различные статистические данные, широко освещаются в публикациях массовой печати, а также в сети Интернет. Здесь представлены и наглядные примеры разного рода средств распространения рекламы, которые позволяют изучить практику рекламы, выделить типы и особенности рекламной коммуникации. Это, в свою очередь, позволяет разработать рекламные материалы, необходимые для продвижения учреждения культуры и его услуг.



116. http://www.omirussia.ru/ Некрасов С.Н. Современные маркетинговые исследования он-лайн
117. Барри Лорд, Гейл Д. Лорд Менеджмент в музейном деле / Пер. с англ. Э.Н. Гусинского и Ю.И. Турчаниновой; Под ред. А.Б. Голубовского. – М.: Логос, 2002.
118. Шекова Е.Л. Оценка эффективности коммерческой деятельности в учреждениях культуры (на примере музеев) - www.cfin.ru
119. Шекова Е.Л. Маркетинговое исследование рынка культурных услуг в России и за рубежом // Маркетинг в России и за рубежом. – №6 – 2002.
120. Паал Морк. Маркетинг // Управление музеем: практическое руководство – ИКОМ – Международный совет музеев, 2004.
121. Вирзинг М. Различия в работе музеев Российской Федерации и Западной Европы. // Музей и общество на пороге XXI века: Материалы научной конференции, посвященной 120-летию Омского государственного историко-краеведческого музея / Отв. ред. П.П. Вибе. – Омск: Омский историко-краеведческий музей, Сибирский филиал Российского института культурологи. 1997. – С. 206-210.
122. Лебедев А.В. Информационные технологии в музейном деле // Основы музееведения: Учебное пособие. – М., 2005. Музейные представительства в Интернет: Российский и зарубежный опыт // Музей и новые технологии. М., 1999.
123. Калинина Л.Л. Интернет-кафе в музее: новый способ привлечения посетителей / Л.Л. Калинина, И.В. Пролеткин, М.Е. Шпак // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004. – № 10. – С. 84-87.
124. Куулар У.Ш. Опыт музейного маркетинга в Государственном Дарвиновском музее // Научно-просветительная работа в естественнонаучных музеях. – М., 2000. – С. 78 - 86. – (Тр. / Гос. Дарвин. музей ; вып. 3).



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года