Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

КУДРЯШОВА Ю.Ю.
Студентка 2 курса Института бизнеса и права, Санкт-Петербург.
Научный руководитель: к.э.н., доцент Черных Ю.М.

Новая Россия на пороге мирового кризиса

Принято считать, что нынешний внешнеполитический курс РФ отличается самостоятельностью и упором на активную защиту национальных интересов. Между тем нельзя не учитывать, что содержание национальных интересов - по определению, многофакторный принципиальный вопрос внутриполитических дискуссий и политической борьбы и, к тому же, они, исторически эволюционируют, не являются раз и навсегда данными. При анализе проблем модернизации российской внеш¬ней политики ученые делают акцент на рациональном умении «действовать в согласии с партнерами, чувствуя себя частью мирового целого, пользоваться инструментами коллективной дипломатии, а не противопоставлять себя остальным под предлогом "особости" российских интересов.

Необходимость срочного реагирования на конфликтную или кризисную ситуацию создает соблазн одностороннего силового вмешательства, тем более что механизм многосторонних консультаций и согласования интересов различных факторов международной системы на сегодня еще не вполне отработан. Осо¬бенно это касается наиболее важных вопросов международной безопасности, обсуждаемых в Совете Безопасности ООН.

Существенная часть проблемы, отмечается в монографии, - несовершенство норм международного права, не предусматривающих адекватных (как по срокам, так и по силе воздействия) механизмов коллективного вмешательства, особенно если речь идет о применении силы.

Конечно, реформы норм международного права и Совета Безопасности ООН помогли бы снизить необходимость применения односторонних превентивных и упреждающих мер военного характера. Однако такие преобразования сами по себе требуют длительных консультаций и согласований, которые отнюдь не гарантируют достижения взаимоприемлемого результата.

Это тем более верно, если учесть, что мировая политика ныне переживает переходный период. Процесс создания новой, адекватной изменившимся обстоятельствам конфигурации сообщества ведущих государств, видимо, еще далек от своего завершения. Глобальные нормы, правила и законы формируются, но пока носят, скорее, теоретический, чем практически реализуемый характер.

Еще одна актуальная проблема современного международного сообщества - проблема лидерства. При всей важности согласования интересов и координации политики, адекватное кризисное реагирование требует эффективного лидерства, когда ведущая держава (или коалиция ведущих держав) берут на себя руководство антикризисной или ан-титеррористической операцией, несут основное бремя расходов и издержек, а также ответственность за результат.

Перед нами встает вопрос: односторонность или коллективное действие? И, отметим, не дает однозначного ответа. Оптимальный баланс обоих подходов определяет успех внешней политики государства в сегодняшнем и завтрашнем мире. Готовность действовать сообща и при этом избегать чрезмерно обременяю¬щих обязательств, суверенитет и глобализация - таковы "Сцилла и Харибда" современной дипломатии, размышляет исследователь.

Выделяет два основных типа международных режимов - экономические и в сфере безопасности. В силу существования так называемой дилеммы безопасности, относящиеся к ней режимы гораздо менее развиты по сравнению с экономическими. Осуществляя оборонную политику и иные действия на мировой арене по защите и продвижению своих национальных интересов, любое государство традиционно воспринимается соседями (и не только) как потенциальная угроза. Дополнительные меры по отражению реальных или воображаемых вызовов национальной безопасности влекут ответную реакцию. И так далее.

В международный обиход прочно вошла аббревиатура ЦРТ - Цели Развития Тысячелетия - программы, принятой ООН. Как известно, в ее рамках к 2015 г. (который уже не за горами) должны быть ликвидированы нищета и голод; обеспечены: всеобщее начальное образование, расширение прав и возможностей женщин, сокращение детской смертности, улучшение охраны материнства, устойчивое развитие окружающей среды, а также формирование глобального партнерства в целях развития. Сюда же включена борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими опасными для жизни заболеваниями.

Внимание государства и общественности РФ должно быть сосредоточено на содействии реализации ЦРТ, как минимум, по трем причинам.

Во-первых, уровень жизни значительной части населения страны, особенно пенсионеров и бюджетников, продолжает находиться в зоне черты бедности, установленной стандартами ООН, или близко к ней. И Россия, взяв на себя обязательства по ЦРТ, по мнению автора, - должна быть готова как минимум выполнить главное из них - сократить число таких людей вдвое до 2015 г.

Во-вторых, Россия как член "большой восьмерки" несет, вместе с другими членами этого гранд-клуба, глобальную ответственность за достижение целей, поставленных в Декларации тысячелетия.

В-третьих, полагает ученый, "решение проблем содействия развитию и безопасности личности - ключе вое звено обновления Содружества Независимых Государств, - если не гарантия его выживания". Последнее, скорее, похоже на благое пожелание и, при взгляде на нынешнее состояние СНГ, вызывает, увы, наибольшие сомнения в осуществимости.

Будучи лидером интеграционных процессов на постсоветском пространстве, Россия может и должна сделать акцент на проекты гуманитарной и технической помощи, содействии социально-экономическому и демократическому развитию, защите прав человека, продвижению русского языка и культуры в странах СНГ.

Опыт ведущих мировых держав показывает, что правительственные агентства по оказанию помощи нуждающимся в этом другим государствам служат эффективным инструментом внешней политики, дополняющим усилия традиционной дипломатии.

В своей статье я анализирую различные аспекты внешней политики современной России. И прихожу к важному выводу: страна "продолжает движение от империи к открытому миру, на ходу определяясь со своими интересами, ценностями и приоритетами. Не всегда этот путь гладок, а действия тех, кто творит политику, открыты для граждан. Но, похоже, главный вектор выбран все-таки правильно - в сторону открытости и предсказуемости".

А коли так, то у широкого круга специалистов и всех интересующихся внешней политикой РФ появляется возможность узнавать о ней больше, спорить о путях ее модернизации, совершенствования и, в какой-то степени, влиять на разработку и осуществление такого рода широкомасштабных проектов.



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года