Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

СТЕПАНОВ Е.А.
Магистрант Санкт-Петербургского государственного университета низкотемпературных и пищевых технологий
Научный руководитель: д.э.н., профессор Шапиро Н.А.

Измерение бедности в РФ

Оценка социальных явлений предполагает их измерение, но всякое социальное измерение всегда относительно, поэтому реальная политика, как правило, пытается по - разному подойти к любому измерению социального параметра вообще и бедности в особенности.

В мировой практике выделяют три основные концепции измерения бедности:

• абсолютная бедность, которая основана на сопоставлении реальных доходов населения установленному минимуму средств существования;
• относительная бедность, для ее определения используется метод медианы, она определяется через сопоставление доходов населения с определенной долей “серединного” дохода, при этом черта бедности всегда находится на одном и том же расстоянии от медианы, статистически характеризующей достигнутый в стране “жизненный стандарт;
• субъективная бедность, базирующаяся на оценках собственного положения людьми, которые руководствуются выбранными ими самими стандартами, не связанными с какими-либо абсолютными стандартами или средним показателем по стране.

Решение вопроса об использовании той или иной концепции измерения бедности зависит от цели оценки, а также от реальных экономических возможностей страны.

В России используется абсолютная концепция измерения бедности. Для измерения абсолютного уровня бедности в качестве критерия статистические службы используют социальные нормативы, разработанные и утвержденные правительственными и законодательными органами.

В качестве черты бедности в РФ используется прожиточный минимум, который относится к числу наиболее важных социальных нормативов. Он представляет собой показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, необходимом для поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков. В России прожиточный минимум используется:

• для оценки и анализа уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики;
• для обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий;
• для оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам;
• при формировании государственного бюджета;
• в качестве одного из критерия оценки бедности.

Расчет прожиточного минимума осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития ежеквартально.

Состав потребительской корзины, положенной в основу расчета величины прожиточного минимума, пересматривается не чаще одного раза в 3-5 лет. ФЗ РФ “О потребительской корзине” был принят в 2005 году.

Так как потребности населения значительно дифференцируются в зависимости от его социально-демографических характеристик, прожиточный минимум устанавливается не только в среднем на душу населения, но и отдельно для населения в трудоспособном возрасте, пенсионеров и детей.

Стоимость минимальной потребительской корзины складывается из стоимости продовольственной корзины, стоимости непродовольственной корзины и стоимости минимального набора платных услуг.

В международной практике используются три основных метода расчета прожиточного минимума:

• нормативный – предусматривает формирование состава потребительской корзины исходя из нормативов потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг на одного человека;
• статистический – структуру минимальной потребительской корзины составляют на основе фактических затрат по отдельным статьям потребительских расходов группы населения, признанной в обществе как наименее обеспеченная часть населения (например, 10-20% населения с наименьшими доходами);
• комбинированный (или нормативно-статистический) – предусматривает формирование минимальной продовольственной корзины в соответствии с нормативами потребления продуктов питания. Стоимость непродовольственной части (товаров, услуг) определяется в процентах, как доля затрат в общей стоимости минимальной потребительской корзины, на основании фактической структуры потребительских расходов группы населения, у которого расходы на питание соответствуют нормативным.

В РФ используется нормативный метод расчета прожиточного минимума, за исключением ряда позиций: предметы санитарии и гигиены, услуги культуры и др., которые определяются в процентах от общей величины расходов на непродовольственные товары и на оплату услуг.

Стоимостная оценка продовольственной части бюджета прожиточного минимума определяется по средним ценам регистрации на соответствующие товары /услуги-представители на натуральный набор продуктов питания (непродовольственных товаров и услуг). Набор товаров и услуг, включенных в корзину, должен быть обязательно согласован с набором товаров/услуг-представителей, используемых для расчета индекса потребительских цен. В России, где стоимостная оценка проводится раз в квартал, используются цены (тарифы) в среднем за квартал или последний месяц квартала.

Оценка уровня бедности по основным социально-демографическим группам домашних хозяйств определяется на основе данных выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, распространенных на генеральную совокупность, путем соизмерения располагаемых ресурсов каждого обследованного домашнего хозяйства с величиной прожиточного минимума. При этом величина прожиточного минимума для домашнего хозяйства в целом определяется исходя из состава по сумме соответствующих величин прожиточного минимума для различных социально-демографических групп населения, установленных в конкретном субъекте РФ, соответствующего месту проживания домашнего хозяйства. [142]

Величина прожиточного минимума, который формируется на основе потребительской корзины и принимается ежеквартально, предназначается для:

• оценки уровня жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
• обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.

Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта РФ при разработке и реализации региональных социальных программ; оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам; формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума [143] на первый квартал 2008г составляла 23,0 млн. чел., что составляло 16, 3 % населения страны, то на этот же период 2009г, цифры, соответственно были: 24.5 млн.чел. и 17, 4%. Если на протяжении 2008 г наблюдалась тенденция к снижению малоимущих, то в связи с мировым финансовым кризисом достигнутые успехи были сведены к нулю.

Одним из предназначений величины прожиточного минимума является его сопоставление с минимальным размером оплаты труда (МРОТ), как законодательно установленного минимума, применяемого для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. МРОТ впервые максимально приблизился к величине прожиточного минимума лишь в январе 2009 года. Доля бедного населения в общей численности граждан в России уменьшилась с 29 % в 2000 году до 15 % в 1-м полугодии 2009 года [144].

Основные усилия российского правительства были направлены на обеспечение полной выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений, стипендий, а также проведение индексации денежных пособий в размерах, превышающих инфляцию, что позволило сократить число граждан с денежными доходами ниже прожиточного минимума. В 2009 году впервые за последние годы в России произошло снижение дифференциации населения по уровню денежных доходов. Особое внимание уделяется пенсионерам, которые сейчас составляют наибольший удельный вес бедного населения. С 1 января 2010 года началось осуществление двух социальных программ - введение социальных доплат по прожиточному минимуму и так называемая "валоризация" (разовое увеличение пенсии) прошлых пенсионных начислений. Последняя также была в основном адресована пенсионерам, причем наиболее бедным. Эта категория пенсионеров, которая составляет около 36 миллионов человек, получила прибавку к пенсии по программе валоризации.



142. Больше чем бизнес – Джим Коллинз, Уильям Лазье, изд. Альпина бизнес букс, Москва 2006., перевод с английского стр., 234
143. Материалы статкомитета СНГ
144. www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года