Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ХАЛАПСИН Н.С.
Магистрант Института бизнеса и права, Санкт-Петербург, Россия

Создание инновационной компании: творческие люди

Чтобы оставаться инновационной, компания должна иметь сотрудников, способных к творчеству.

Подождите! Прежде чем вы перестанете читать, решив, что все это и так очевидно, прочтите еще немного. Тут не все так очевидно, как может показаться. На самом деле в большинстве случаях корпоративной инновации основное внимание уделяется организационным решениям. Я согласен, что организационная структура влияет на творческий потенциал компании, что инновации возникают, прежде всего, потому, что люди проявляют творческие способности в рамках соответствующих организационных структур.

К сожалению, существует массовое убеждение в том, что творческие люди относятся к особому, уникальному меньшинству и, что творческими способностями обладают лишь немногие. Другими словами, считается, что есть люди творческие и нетворческие, и они обречены на то, чтобы оставаться таковыми всю жизнь.

Мне представляется это неправомерным.

Все люди имеют творческие способности. Нетворческих людей не существует: творческие способности присущи каждому без исключения человеку. Не существует особой породы людей, происходящих прямо от Бога, которые одарены каким-то особым творческим даром. И неверно думать, что большинство из нас с рождения лишены этого дара.

Первое, что требуется для того, чтобы обеспечить присутствие творческих людей на всех уровнях компании, - поверить в творческие способности каждого. В конце концов, как вы можете ожидать инновации от людей, в чьи способности к инновациям вы не верите?

Помочь людям развить их творческие способности. Способы для этого могут быть такими:

• Организуйте тренинги с целью развития творческих способностей. Тренинги и семинары по развитию творческих способностей могут оказаться очень эффективными для того, чтобы помочь каждому осознать собственные возможности. Некоторые из самых инновационных компаний, например Nike, часто проводят подобные тренинги.

Перед очередным семинаром по творчеству в Nike спросили: «Почему вы хотите, чтобы мы пришли учить вас инновациям? Нам это кажется слегка странным: учить Nike творческим подходам – это все равно, что рассказать Джесси Оуэнсу [149] о беговой дорожке».

Директор Nike по тренингам ответил: [150]

Инновации – самый важный аспект нашей компании, и по мере роста компании мы должны сохранять нашу способность к инновациям. Нанимая новых людей, мы хотим, чтобы они понимали важность инноваций, и хотим помочь им в этом, создавая условия для реализации их творческих способностей. Нельзя рассчитывать, что люди сами по себе станут отдавать компании весь свой творческий потенциал, - мы должны стимулировать их к этому.

• Обеспечьте сотрудников учебными материалами о творческом процессе. Нанимая новых сотрудников, раздавайте им книги о творческих способностях личности. Приобретайте и распространяйте среди сотрудников материалы о творчестве. Вы можете даже приобрести по одной книге на эту тему каждый год и дарить всем сотрудникам.

• Напишите собственный «манифест инноваций». Сформулируйте свои идеи о корпоративных инновациях. Используйте собственный опыт и книжные пособия. Напишите несколько абзацев о том, что такое инновации применительно к вашей компании, и раздайте этот документ всем сотрудникам. В нем может быть всего 10 пунктов:

1. Мы никогда не говорим: «это глупая идея».
2. Мы сначала попробуем, а потом оцениваем.
3. Мы получаем 1000 идей от наших потребителей.
4. Ежегодно мы получаем 25% прибыли за счет новых продуктов, разработанных за последние пять лет.
5. Мы готовы выслушать каждого, у кого есть идея.
6. Мы никогда не будем выпускать продукт только потому, что нечто подобное сделали другие. Каждый наш продукт должен быть в чем-то инновационным.
И т.д.

Составьте собственный список. Это не скучно – и очень полезно.

Ищите людей, которые уже что-то создали. Ищите людей, которые раньше занимались чем-то необычным и интересным, например, будучи студентами, организовывали собственные необычные предприятия; людей с необычными навыками и опытом; людей, которым приходилось проявлять инициативу, людей нетипичных.

Вы не только должны приглашать на работу творческих людей, которые «не годятся» на стандартные позиции, - вам придется терпимо относиться к их иногда странноватому поведению. Некоторые из таких людей просто не умеют держать себя в рамках стандартов. Они часто оказываются бунтарями, раздражающими окружающих и иногда неконтролируемыми. Но все ли инновации рождаются в головах людей? Разумеется, нет. На самом деле некоторые творческие люди выглядят вполне обычно. Но для того чтобы ваша компания была по-настоящему инновационной, нужно быть готовым мириться с некоторыми плохо управляемыми сотрудниками. Как говорит Макс Депри из Herman Miller: [151] «Если вы хотите замечательных событий в жизни корпорации, вам придется научиться находить общий язык с необычными людьми».

По мере роста бизнеса вы заметите, как изменяется тип людей, которых привлекает ваша компания: будет все больше стабильных и предсказуемых сотрудников и все меньше новаторов. Чтобы это не стало тенденцией, старайтесь время от времени нанимать на работу людей необычных. Когда люди напичканы общепринятыми взглядами, они становятся опасными. Инновационность в бизнесе зависит от способности делать что-то вопреки общепринятой точке зрения. Я не утверждаю, что любой нанятый вами сотрудник должен быть наивным или ничего ровным счетом не знать о вашей отрасли. Знания и опыт крайне ценны, но иногда они могут оказаться лишней ношей. Нужно найти верный баланс знаний, опыта и чистого, непредвзятого мышления. Тот факт, что кто-то не имеет опыта в вашей отрасли или только что окончил колледж, институт (или даже вовсе не учился в колледже, институте), не всегда означает, что этого человека не стоит брать на работу.

Дизайнерский талант – один из самых недоиспользованных творческих ресурсов. Под дизайнерами мы понимаем тех, кто имеет образование и опыт в области дизайна. Для бизнеса крайне важны два направления: графический дизайн и промышленный дизайн. Дизайнеров учат творческому подходу и, самое главное, применению творческих навыков при решении практических задач. Задумайтесь на минуту о великих продуктах: автомобили BMW, AUDI, компьютеры Macintosh, звуковоспроизводящее оборудование Bang and Olufson, мебель Herman Miller. Обратите внимание, как дизайн оказывается определяющим для каждого из этих продуктов: все, что производят эти компании, отличается элегантностью, красотой, функциональностью. Дизайн может оказаться основным дифференцирующим фактором для товара даже в самых заурядных отраслях. Например, успех Joan Fabrics Corporation в области обивочных материалов объясняется, в частности, дизайном продукции. Привлекайте к работе дизайнеров. Сотрудничайте с графическими дизайнерами в процессе создания логотипов, маркетинговых материалов, каталогов, упаковки. Чтобы сделать новый продукт привлекательным, промышленные дизайнеры должны участвовать в его разработке не на заключительном этапе процесса, а самого начала. Некоторые компании даже имеют постоянных дизайнеров в штате. Другие часто привлекают к работе сторонних дизайнеров и дизайнерские бюро. Какой бы подход вы ни предпочли, мы призываем вас взглянуть на все этапы вашего бизнеса – от создания продукта до маркетинга – с точки зрения дизайна. Хорошие дизайнерские решения должны наводнить вашу компанию - помещения, процессы, структуры, продукты, всю работу.

Вывод: Инновации не только помогают сохранять здоровье и благополучие компании, но и удовлетворяют важную потребность человека в созидании, помогают человечеству двигаться вперед. А что может приносить большее удовлетворение?



149. См. Э.Рудык. Управление трудом в Японии: уроки для России. //журнал Москва. – 2004. - № 4. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.moskvam.ru/2004/04/rudyk.htm
150. Джесси Оуэнс - Свою карьеру завершил более 60 лет назад, ушел из легкой атлетики. Величайший спортсмен умер в 1980 году, когда ему было 67 лет. Похоронен он был в Чикаго, где прожил долгие годы. Было решено обернуть его тело Олимпийским флагом - белым полотном с пятью олимпийскими кольцами. Имя Джесси Оуэнса увековечено не только в нашей памяти, его именем названа одна из улиц, примыкающая к стадиону «Олимпиа штадион», носящая название Оуэнс - штрассе.
151. Больше чем бизнес, Джим Коллинз, Уильям Лазье изд. Альпина бизнес букс, Москва 2006., стр.234



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года