Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

БАЛАКИНА И.В.
Студентка Института бизнеса и права, Санкт-Петербург
Научный руководитель: к.ю.н., доцент Колотилин А.В.

Правовые аспекты выбора фирменного наименования юридического лица

Как известно, cоздавая собственную компанию, необходимо в первую очередь задуматься о ее фирменном наименовании. Выполнение этого служит обязательным условием включения юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации.

В соответствии со ст. 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму, а также наименование юридического лица. Фирменное наименование является результатом интеллектуальной деятельности, а именно, относится к средствам индивидуализации юридических лиц, согласно ст. 1225 ГК РФ.

Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.

В соответствии с требованиями действующего законодательства юридическое лицо обязано иметь фирменное наименование на русском языке. Также организация вправе обладать фирменным наименованием на иностранных языках.

При наименовании юридического лица запрещается использовать полные или сокращенные наименования Российской Федерации или иностранных государств; органов государственной власти или местного самоуправления Российской Федерации; полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций; полные или сокращенные наименования общественных объединений (п. 1 – 4 части 4 статьи 1473 ГК РФ). Указанное правило не применяется по отношению к юридическим лицам, которые зарегистрировали свои фирменные наименования до 1 января 2008 года, то есть до вступления в юридическую силу четвертой части ГК РФ. Например, шоколадная фабрика «Россия» вправе сохранить свое название.

Достаточно неопределенной, на наш взгляд, является формулировка п.5 части 4 статьи 1473 ГК РФ, которая запрещает включать в фирменное наименование организации обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали. Понятно, что, к примеру, по разъяснению ФНС РФ, юридическое лицо не может быть названо «Аль–Каеда» или «Однодневочка», так как это вызов всему государству и обществу [156]. Между тем, не совсем ясно, в частности, на какие принципы морали и гуманизма необходимо ориентироваться при выборе названия юридического лица. Общеизвестно, что моральные нормы могут довольно существенно отличаться у различных категорий населения, они зависят от самых разнообразных факторов: воспитания человека, его уровня образования, уровня коммуникабельности, личных качеств, отношения к религии, социального и материального положения в обществе и многих других. Так, одно и то же название может показаться верующему человеку аморальным, а атеисту - абсолютно приемлемым.

В данной связи интересно обратиться к зарубежному правовому опыту в сфере регулирования фирменных наименований юридических лиц. Например, в Канаде при оценке на соответствие принципам морали средств индивидуализации юридического лица учитываются следующие основные факторы:

1). Временной фактор. Нормы общественной морали периодически изменяются в соответствии с новыми реалиями времени. То, что лет 10 – 20 назад было неприличным, может таковым не быть в настоящее время.
2). Территориальный фактор. Нормы морали могут несколько различаться в отдельных субъектах либо в крупных городах и провинции. Поэтому необходимо руководствоваться единым стандартом для всей территории государства.
3). Семантический и филологический фактор. Проводится анализ используемых словосочетаний с привлечением широкого круга специалистов в данной сфере.
4). Личностный фактор. Критерии оценки должны быть усредненными, они не должны ориентироваться на самые низменные представления о морали, но одновременно быть пуританскими, излишне консервативными [157,158].

Мы полагаем, что в России также необходимо выработать свои стандарты, для того чтобы сделать отдельные положения законодательства о фирменном наименовании юридического лица максимально понятными для желающих создать организацию. Это поможет, в том числе, исключить произвол некоторых недобросовестных чиновников, которые будут толковать любые неясные его положения в свою пользу и с выгодой для себя.

Существуют и некоторые другие недоработки действующего законодательства о фирменном наименовании юридического лица, к примеру, не всегда можно точно установить степень тождественности наименования одного юридического лица наименованию другого юридического лица. Согласно части 3 статьи 1474 ГК РФ, не допускается использование юридическим лицом наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица. В данном случае вроде бы все достаточно ясно, используется принцип первоочередности регистрации фирменного наименования юридического лица. Однако, на практике могут возникать и затруднительные ситуации. К примеру, существует большое количество компаний, фирменное наименование которых носит всемирно известный характер. Находятся предприимчивые дельцы, которые именуют свою компанию очень похожим названием, но не до степени смешения, чтобы не нарушать действующее законодательство. Определенная часть потребителей может в силу своей недостаточной образованности перепутать наименования, особенно если род деятельности фирм схожий. К тому же можно попытаться выдать свою организацию за филиал известного юридического лица либо его делового партнера и таким образом ввести потребителей в заблуждение.

Выявленные недочеты законодательства о фирменном наименовании юридического лица, безусловно, должны быть устранены. Совершенствование законодательства о средствах индивидуализации юридического лица будет способствовать и развитию хозяйственной деятельности в нашей стране на благо России и ее граждан.



156. Там же и Кір'ян Т.М. Мотивація людського капіталу до продуктивної праці / Т.М. Кір'ян. - К.: НДІ праці і зайнятості населення, 2008. – 416 с.
157. http:// www.vestikao.ru/news/pro_registraciju_kompanij/2009-10-27-3152
158. http://www.i-r.ru/show-arhive.php?mode=1394



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года