Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

БОРУСЕВИЧ К. Ю.
Аспирантка Университета банковского дела Национального банка Украины, г. Киев
Научный руководитель: к.э.н., профессор Грудзевич Я.В.

Теоретические аспекты противодействия легализации (отмывания) денежных средств в условиях финансового кризиса в Украине

Одной из самых актуальных мировых финансовых проблем последнего времени есть тенденция к росту количества случаев участия банков в процессе “отмывания” денежных средств. Это наносит ощутимые убытки кредитным учреждениям, подрывает доверие вкладчиков, мало того - обращение таких средств вредит экономике государства.

На современном этапе развития человеческого общества можно говорить о том, что с проблемой “отмывания” денег столкнулось все мировое содружество. В связи с этим возникла необходимость разрабатывать противодействия потокам “грязных” денег не только на государственном, но и на международном уровне, поскольку именно от эффективности международного сотрудничества и соответственно международно-правовой регуляции борьбы с “отмыванием” денег во многом зависит успех государственных противодействий этому преступлению [159].

Согласно Закону Украины: “ О предотвращении и противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем ” от 28.11.2002 г., легализация (отмывание) доходов - это совершение действий, с целью предоставления правомерного вида владению, пользованию или распоряжению доходами или действий, направленных на укрывательство источников происхождения таких доходов.

К легализации (отмыванию) доходов относятся действия, направленные на укрывательство или маскировку незаконного происхождения средств или другого имущества или владения ими, прав на такие средства или имущество, источники их происхождения, местонахождения, перемещения, а так же приобретение, владение или использование средств или другого имущества, при условии осознания лицом, что они были доходами [160].

По данным иностранных экспертов, в глобальном масштабе эта проблема имеет тенденцию к заострению. По оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЕСР), тенизация экономики за последние 5 лет росла ежегодно на 6,2 %, а общий экономический рост составлял в среднем 3,5 % [161].

Без решения этого вопроса продолжение последующих экономических реформ во многих государствах невозможно как с развитой, так и с переходной экономикой. “Отмывание” денег тесно связано с такими явлениями, как незаконное обращение наркотических средств, коррупция, отток капитала, использования оффшоров для укрывательства доходов и уклонения от уплаты налогов, определяют инвестиционный климат в большинстве государств. Кроме того, “отмывание” денег в больших масштабах может стать реальной угрозой для нормальных межгосударственных отношений как на региональном, так и на глобальном уровни [162].

В июне 2009 года FATF внедрил чрезвычайно жесткие требования к странам и включил Украину в предыдущий список высоко рисковых стран. Такое положение может привести к тому, что Украина будет повторно внесена к “черному” списку FATF государств, которые не ведут борьбы с легализацией доходов, которая может иметь серьезные негативные последствия [163].

Зоной повышенного риска остается банковская сфера. Это предопределено тем, что, во-первых, она является своеобразной ареной борьбы за перераспределение собственности, где принимают участие как “чистые”, так и “грязные” деньги. Во-вторых, “отмытые” деньги обычно размещаются на банковских счетах, которые часто открываются на подставные лица, на фиктивные имена или от имени лиц, которые действуют по поручению бенефициаров. Характерной тенденцией является использование официальных представительств иностранных банков для операций с доходами от криминальной деятельности [164].

Официально, Украина “вошла” в мировой финансовый кризис в октябре 2008 года. Основным индикатором как для страны, так и всего населения стало небывалое удешевление национальной валюты. Доверие к национальной валюте было подорвано, паника на валютном рынке еще больше углубляла и без того критическую ситуацию в стране. Однако колебания на валютном рынке не всегда были обусловлены объективными факторами. Кроме спекуляций, во время кризиса заострились проявления покупки банками валюты под псевдоэкспортно-импортные операции своих клиентов. Данный вид операций - это операции из легализации незаконных доходов в общем виде, а более конкретно - операции по выведению капиталов из страны, как правило, к оффшорным территориям [165].

Легализация незаконно полученных средств осуществляется в несколько фаз (стадий). Самой распространенной является, так называемая, “трехфазная” модель отмывания денег. Для нее являются характерными три стадии (три этапа) процесса легализации преступных доходов: размещение, расслоение, интеграция.



На первой стадии происходит предыдущее “отмывание” денежных средств. В банковском секторе ее проявлением являются действия, направленные на избежание обязательной во многих странах идентификации клиентов. В европейских государствах именно эта стадия считается самой критической. Основные формы первой стадии процесса “отмывания” денежных средств таковы: мошенничество с использованием подставных лиц и фирм; обмен банкнот небольшой нарицательной стоимости на банкнот больших номиналов; подкуп или запугивание банковского персонала, ответственного за осуществление идентификации клиентов; подделка документов с целью укрывательства настоящего источника происхождения денег или их местонахождения. Цель второй стадии процесса “отмывания” денег (стадии расслоения) - отделение преступных доходов от источника их происхождения путем проведения многих финансовых операций, в результате которых обрывается цепочка следов, и обеспечивается анонимность имущественных ценностей. Важнейшим методом расслоения сегодня является электронный перевод средств. Третьей стадией является интеграция. Деньги приобретают новый, легальный источник происхождения и инвестируются в легальную экономику [166].

В условиях экономического кризиса инструментами борьбы с легализацией незаконных средств является стимулирование инвестиционных процессов, совершенствования монетарной политики, значительное снижение и выравнивание налоговой нагрузки, упрощения налоговой системы, противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, последующее сотрудничество с международными организациями, которые действуют в сфере финансового мониторинга.



159. [Електронный ресурс]: Режим доступа http://www.justinian.com.ua/article.php?id=1198
160. Закон Украины: “ О предотвращении и противодействую легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем ”// Законодательные и нормативные акты с банковской деятельности . – 2002.
161. [Електронный ресурс]: Режим доступа http://www.niss.gov.ua/Evrointeg/Prez1/roz7.htm:
162. [Електронный ресурс]: Режим доступа http://www.justinian.com.ua/article.php?id=1198
163. [Електронный ресурс]: Режим доступа http://www.kmu.gov.ua/control/uk/publish/printable_article?art_id=243198451
164. [Електронный ресурс]: Режим доступа http://www.justinian.com.ua/article.php?id=1198
165. [Електронный ресурс]: Режим доступа http://www.nbuv.gov.ua/Portal/soc_gum/pprbsu/texts/2009_26/26.1.12.pdf
166. Финансовый мониторинг в банке [Текст] научное пособие / [С. О. Дмитров, В. В.Коваленко, А. В. Ежов, О. М. Бережный]. – Сумы: Университетская книга, 2008. – 336 с.



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года