Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ВШИВКОВ А.С.
Аспирант Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета
Научный руководитель: д.э.н., проф. Моденов А.К.

Административное судопроизводство в арбитражном процессе

В соответствии со статьей 118 Конституции Российской Федерации в России судебная власть осуществляется посредством конституционного, уголовного, гражданского и административного судопроизводства [167]. Согласно статье 118, 126 Конституции Российской Федерации, главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации [168] и иных нормативных правовых актов позволяет говорить о том, что, что административное судопроизводство представляет собой рассмотрение судами административных дел в порядке, установленном нормами административного процессуального права.

После принятия Конституции Российской Федерации первое важное событие в сфере административного и арбитражного производства произошло в 1995 году. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [169] 1995 года предусмотрел создание во всех арбитражных судах коллегий, которым подведомственны дела, вытекающие из административно-правовых отношений. Это структурная часть суда, специализирующаяся в своей деятельности правосудия на делах, вытекающих из административных правоотношений.

Коллегии рассматривают споры граждан и организаций с налоговыми, таможенными, пенсионными и иными органами публичной власти. За период с 1995 по 2002 года количество дел в административной коллегии увеличилось в разы.

Виды административного судопроизводства являются важным вопросом в деятельности органов исполнительной и судебной власти. Можно выделить четыре категории административных дел. Первая - дела об административных правонарушениях. Вторая - дела о других деликтах (направление на принудительное лечение, направление несовершеннолетних в специальные школы и т.д.). Третья группа административных дел - это дела административно-тяжебные. Это дела по спорам, которые возникают между государственными органами исполнительной власти и гражданами (юридическими лицами), в том числе об оспаривании действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц. И четвертая категория дел - это споры между субъектами публичной власти в разных вариантах, например о компетенции.

Из всех вышеуказанных административных дел можно выделить две категории, которые рассматриваются судами: 1) административно-тяжбные (споры с субъектами публичной власти); 2) административно-деликтные (о наказании лиц, виновных в совершении административных правонарушений). Также комплекс норм, регулирующих порядок привлечения к административной ответственности и которые содержатся в КоАП РФ, необходимо отграничивать от норм, регулирующих административно-тяжебные дела, содержащихся в настоящее время в соответствующих разделах и главах Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

Поэтому административно-деликтное судопроизводство в арбитражном суде – это судопроизводство по спорам, связанным с привлечением субъекта предпринимательской деятельности к административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Основной проблемой административно-деликтного судопроизводства является соотношение источников его правового регулирования. Особенно это проявляется во взаимодействии исполнительной власти и правосудия, а именно несогласованность норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросу административно-деликтного судопроизводства - тому подтверждение. Как указывает Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ А.А. Иванов, «при реформировании административного судопроизводства наиболее острым является вопрос о соотношении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» [170].

Данное высказывание находит свое подтверждение на практике, так как нормы Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации несогласованны и иногда дополняют друг друга, а иногда обладают пробельностью.

Согласно части 1 статьи 202 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, арбитражные суды рассматривают дела о привлечении к административной ответственности по общим правилам искового производства, с особенностями, установленными в главой 25 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и федеральном законе об административных правонарушениях. В связи с этим данные нормы должны дополнять друг друга для появления четкого механизма административного судопроизводства в арбитражных судах.



167. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993г. // Российская газета. 1993. 25 дек.; Собрание законодательства РФ. 1996. №3. Ст. 152; №7. Ст. 676; 2001. №24. Ст. 2421; 2003. №30. Ст. 3051; 2004. №13. Ст. 1110.
168. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. №95-ФЗ (с изменениями от 2 октября 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. №30. Ст. 3012; 2007. №41. Ст. 4845.
169. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 5 мая 1995 г. №70-Ф3 (с изменениями от 24 июля 2002 г.) (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. 1995. №19. Ст. 1709; 2002. №30. Ст. 3013.
170. Ерш А.В., Панова И.В. Административное судопроизводство: пути развития // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2006. №9. С. 124.



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года