Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ГЕНЗЕЛЬ ЕЛИЗАВЕТА Ю.
ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения», Хабаровск, Россия

Стратегия развития муниципальных образований

Согласно статье 12 Конституции [171] 1993 года в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Данная статья является правовым основанием рассмотрения системы органов местного самоуправления как самостоятельного уровня системы публичной власти России. В этой же норме заключается и основная проблема, связанная с построением эффективной модели взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления: насколько независимыми от органов государственной власти являются и насколько должны быть самостоятельными органы местного самоуправления для того, чтобы, с одной стороны, решение задач общегосударственного значения обеспечивалось на всей территории России; с другой стороны, чтобы независимость данных органов при решении вопросов местного значения носила реальный, а не декларативный характер.

Следует признать, что среди ученых отношение к главному из всех конституционных принципов местного самоуправления - его самостоятельности и независимости от системы государственной власти, весьма не однозначно. Так, например, отдельные авторы считают, что обособленность местного самоуправления приводит к ослаблению государственной власти и подрыву фундамента государственного управления, другие настаивают на том, чтобы исключить из Конституции РФ положения ст. 12 о не вхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти, поскольку, по их мнению, в крупных многомиллионных городах самоуправление вне системы органов государственной власти невозможно. В то же время другие ученые занимают совершенно противоположную позицию, считая, что наличие развитой системы местного самоуправления является основным показателем демократического и правового государства, а также гражданского общества в целом [172].

На наш взгляд, демократическое, правовое государство может решать основные задачи только при наличии развитой системы самоуправления. Институт местного самоуправления играет значительную роль в процессе формирования гражданского общества, так как все гражданские права и массовые виды активности, различные негосударственные проявления общественной жизни людей зарождаются и, в конечном итоге реализуются в местных сообществах, образующих базу гражданского общества.

При рассмотрении форм и принципов взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации следует отметить, что как таковое взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления является своеобразной закономерностью формирования и функционирования государства.

Одной из форм взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления является наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Так, например, в Хабаровском крае были приняты законы: "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по государственному управлению охраной труда" [173]; "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по предоставлению отдельных гарантий прав граждан в области образования" [174]; "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по организации и осуществлению содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в медицинских организациях, а также контроля условий их содержания и воспитания в указанных организациях" [175].

Важным вопросом, который должно решить государство во взаимодействии с местным самоуправлением, является формирование ресурсной базы местного самоуправления. Можно отметить два аспекта проблемы, а именно: формирование финансовой основы местного самоуправления и формирование местной материальной базы.

При формировании финансовой основы местного самоуправления в контексте взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления требуют решения два вопроса: как наиболее рационально разделить источник доходов между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами, каковы процедуры взаимодействия уровней власти при закреплении доходных источников местных бюджетов.

Следует отметить, что на федеральном уровне выявились некоторые проблемы, связанные с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Это вызвано передачей органам местного самоуправления слишком большого объема государственных полномочий. Закрепляя за органами местного самоуправления право осуществлять то или иное государственное полномочие, федеральный законодатель должен принимать во внимание, что объем передаваемых полномочий не может быть слишком велик [176]. Иначе это приведет к смешению институтов государства и общества, существенному изменению содержания народовластия в сторону подавления в нем общественных начал и разнообразия форм его осуществления.

Также необходимо учитывать, что каждый уровень государственной власти и местное самоуправление должны решать те вопросы, которые относятся к их компетенции. Практика реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [177] от 06.10.2003 № 131-ФЗ выявляет, что передаваемые органами государственной власти на местный уровень полномочия зачастую не соответствуют природе и характеру местного самоуправления.

Анализ принципа разделения властей, закрепленного в Конституции РФ, применительно к местному самоуправлению позволил сделать следующий вывод: этот принцип реализуется в аспекте отделенности местного самоуправления от государственной власти; конкретно он проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, поэтому в пределах своих полномочий местное самоуправление является самостоятельным.

Имеются и проблемные моменты. В РФ имеет место ряд нерешенных правовых проблем реализации конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления, которые обусловлены несовершенством правового механизма поддержки местного самоуправления из-за отсутствия необходимой координации деятельности федеральных и региональных органов государственной власти в области государственной поддержки местного самоуправления и недостаточного финансирования программ государственной поддержки местного самоуправления.

Имеет место и проблема значительного государственного вмешательства. В качестве одной из форм такого вмешательства введено право отрешения главы муниципального образования, главы местной администрации от должности за нецелевое расходование субвенций, причем безотносительно к тому, как эти должностные лица решают вопросы местного значения. Фактически устанавливается приоритет выполнения государственных полномочий перед решением вопросов местного значения. Поэтому особую актуальность приобретает проблема загрузки органов местного самоуправления государственными делами.



171. Конституция Российской Федерации, 1993 // «Российская газета», № 237, 25.12.1993.
172. Кирьян, П.А. Традиция местного самоуправления в России (на историческом материале Российской Империи) // Актуальные проблемы политологии: Сборник научных работ студентов и аспирантов Российского университета дружбы народов/Отв. ред. д.ф.н., проф. В.Д. Зотов. М.: МАКС Пресс, 2001. С. 64.
173. О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по государственному управлению охраной труда: закон Хабаровского края от 25.11.2009 N 276 // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Последнее обновление 02.02.2010.
174. О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по предоставлению отдельных гарантий прав граждан в области образования: закон Хабаровского края от 14.11.2007 N 153: с изм. от 30.09.2009 // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Последнее обновление 02.02.2010.
175. О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по организации и осуществлению содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в медицинских организациях, а также контроля за условиями их содержания и воспитания в указанных организациях: закон Хабаровского края от 25.11.2009 N 277 // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Последнее обновление 02.02.2010.
176. Абзалова, Л.Ф. Делегированное законодательство / Л.Ф. Абзалова // Государственная власть и местное самоуправление. - 2007. - № 1. - СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Последнее обновление 02.02.2010.
177. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ: в ред. от 07.05.2009, с изм. от 27 декабря 2009 г // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Последнее обновление 02.02.2010.



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года