Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ГОРШУНОВА А.П.
Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г. В. Плеханова (НИУ), Санкт-Петербург, Россия
Научный руководитель: к.э.н. доцент Невская М.А.

Современные проблемы правового регулирования в недропользовании РФ

Земельные богатства нашей страны содержат в себе огромные запасы нефти, газа, драгоценных металлов и других ценных ископаемых. Вопрос о государственном регулировании в недропользовании Российской Федерации стоит очень остро, так как и в теории, и на практике есть серьезные противоречия в этой сфере. Принятый еще в 1992 году, Закон о недрах с тех пор претерпел немало изменений и по сей день специалисты предлагают внести в него изменения. Тема работы актуальна, так как сфера недропользования приносит государству 23,3% налоговых поступлений [180].

Проблемы правового регулирования в недропользовании РФ:

1) Нечеткое закрепление субъекта права собственности на недра.
2) Проблема определения правового режима недропользования.
3) Внедрение договорных отношений в недропользовании.
4) Отношения между недропользователем и землепользователем.
5) Фактическая монополизация крупными компаниями прав на разработку месторождения.
6)Необходимость гибкого налогообложения.

1. В настоящее время в РФ правовое положение недр как объектов публичной собственности четко не закреплено. В Конституции РФ не указано, что природные ресурсы должны служить удовлетворению общих потребностей всех граждан РФ как нынешнего, так и будущих поколений, иметь особый режим оборота. Правовые отношения распространяются не на сами недра, а на участки недр, обособленные в пространственном и качественном отношении [181]. Нечеткое закрепление в Конституции РФ нормы о незыблемости государственной собственности на недра и отношение к указанному объекту как к публичному достоянию допускает возможность существования предложений ряда специалистов о целесообразности предоставления юридическим и физическим лицам не только правомочий пользования, но и правомочий по владению участком недр [182].

2. В законе «О недрах» не отражен вопрос о частной/публичной природе права недропользования; специально указывается, что условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат [183]. Закрепление исключительного характера права собственности является по своей сути публично-правовой нормой и состоит в запрете на реализацию права распоряжения в виде отчуждения объекта права собственности. Однако на практике при самовольном пользовании недрами государство зачастую обращается к правонарушителю с частноправовыми требованиями о взыскании неосновательно полученного или о взыскании убытков в виде полученного дохода от безлицензионного пользования. Тем самым в отношениях недропользования государство признает себя участником гражданского оборота [184]. Гражданско-правовой режим права недропользования предполагает большую защиту недропользователя, поэтому при желании увеличить размер инвестиций в недропользование законодатель будет вынужден признать за правом недропользования гражданско-правовую природу и прямо распространить на него соответствующее регулирование. Для обеспечения контроля со стороны государства, конечно, должны быть предусмотрены некоторые публично-правовые исключения, но при общем частноправовом регулировании.

3. Соглашения, опосредующие оборот участков недр, являются гражданско-правовыми. Другой вопрос, к какому договорному типу следует относить подобные соглашения. Распространена точка зрения о том, что такое соглашение является арендным, поскольку оно опосредует предоставление горного отвода в возмездное пользование. Напротив, по мнению других специалистов, горный отвод - потребляемая вещь, поскольку потребительские свойства участка недр безвозвратно утрачиваются по мере добычи полезных ископаемых [185]. Между тем потребляемые вещи предметом договора аренды быть не могут. Однако добыча полезных ископаемых, извлечение иных потребительских свойств из горного отвода, влекущее их прекращение, не свидетельствует о потреблении участка недр как объекта гражданских прав, а значит, участок недр следует относить к числу не потребляемых вещей. Таким образом, отсутствуют теоретические препятствия для конструкции договора аренды участка недр. Также хорошие перспективы в сфере недропользования имеют концессионные договора. Дело в том, что одним из главных содержательных признаков такого договора должно быть обязательное условие осуществления концессионером предусмотренных этим договором инвестиций. И только на этих условиях концессионер получает по договору права пользования определенным имуществом. Таким образом, концессии могли бы быть использованы для решения проблемы привлечения инвестиций в топливно-энергетический сектор экономики [186].

4. Одним из важных вопросов является вопрос о регулировании недропользования в совокупности с другими отраслями права, особенно это связано с землепользованием. Добыча находящихся в недрах земли полезных ископаемых невозможна без использования для этих целей поверхности земли. Очень часто недропользование по своей сути ограничивает или делает невозможным - длительное время или кратковременно - право землепользования. Именно поэтому в настоящее время требуется четкая законодательная детализация правового режима земель, необходимых для реализации права недропользования. Представляется, что недропользователь должен быть наделен правовыми гарантиями приобретения прав на соответствующие земельные участки. В законе должно быть закреплено, что землеобладатель не вправе воспрепятствовать реализации права недропользования [187]. Необходимо сформулировать положение об обязательности заключения договора аренды земельного участка в целях применения его для пользования недрами. В то же время принципы построения правоотношений между этими двумя субъектами должны быть также определены в нормах права. С одной стороны необходимо установить пределы возможных претензий землеобладателя относительно расчета причиненных земельному участку убытков, с другой стороны - стимулировать механизмы недропользования с причинением наименьшего ущерба земельным ресурсам [188]. Большое значение также имеет урегулирование временной поисковой недропользовательской деятельности на землях сельскохозяйственного назначения, когда перевод таких земель не представляется обоснованным.

5. Следующая проблема – проблема монополизации. Об этом говорили многие специалисты, предлагающие редакции закона «О недрах». Необходимо ввести некоторые ограничения в проведении аукционов для того, чтобы право пользования участками недр приобреталось не только крупными компаниями и «про запас», но также и предприятиями малого и среднего бизнеса, которые могли бы их разработать, но которым зачастую не хватает средств для победы на аукционе.

6. И последняя выделенная проблема – это налог на добычу полезных ископаемых. Этот налог необходимо дифференцировать в зависимости от сложности месторождений и горно-геологических условий, чтобы стимулировать компании разрабатывать сложные месторождения [189].


Недра представляют собой интерес как для частных лиц и крупных компаний, так и для государства – носителя публичной власти. Но главное, недра и их полезные свойства являются незаменимым источником ресурсов и объектом, приносящим немалый доход. Поэтому наше законодательство должно сформировать четкие принципы пользования недрами для дальнейшего развития нашего государства.



180. http://www.nalog.ru/index.php?topic=budjet
181. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 1993.
182. Эж-ЮРИСТ, № 14, апрель 2005 г.
183. ФЗ РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах»
184. Мазаев В.Д. Публичная собственность в России: конституционные основы. М., 2008.
185. Кокин В.Н. Недропользование: теоретико-правовой анализ. М.: ООО "Нестор Академик Паблишерз, 2005.
186. Управление государственной собственностью. Под ред. В.И. Кошкина. М., 2002.
187. Эж-ЮРИСТ, № 14, апрель 2005 г.
188. Кокин В.Н. Право собственности на недра: мировой опыт и российский путь. Нефть, газ, право. 2004. №5.
189. Литвиненко В.С. Проект закона "О недрах" с позиции рыночных реформ / Совершенствование законодательства Российской Федерации о недрах. Основные аспекты проекта федерального закона «О недрах» (новая редакция). Материалы региональной конференции (Северо-Западный федеральный округ) 27-28 января 2005 г. СПб., 2005.



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года