Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

РОЩУПКИН Р.Э.
Адъюнкт Санкт-Петербургского университета МВД России
Научный руководитель: д.э.н., проф.Колесников В.В.

Противодействие организованным формам теневой экономической деятельности как условие обеспечения экономической безопасности России

Одним из характерных явлений рыночной системы является развитие теневой экономики. Последняя представляет собой неконтролируемое обществом движение товарно-материальных ценностей и услуг, скрываемые от органов государственного управления социально-экономические отношения между отдельными гражданами и социальными группами. Теневая экономика включает в себя неучтенные, нерегламентированные виды экономической деятельности. Теневая экономическая деятельность существует и в командной, и в рыночной системах, хотя ее масштабы, структура и глубина проникновения в ткань социально-экономических отношений могут существенно различаться. В целом в общемировом масштабе удельный вес неформального производства оценивается в 5-10% валового внутреннего продукта, а в России он превышает 30%.

Феномен теневой экономики в России за последние два десятилетия претерпел глубокие изменения. На сегодняшний день с уверенностью можно говорить о том, что простейшие формы теневой экономической деятельности преобразовались в организованные формы, которые достигли такого уровня, стали представлять реальную угрозу безопасности не только гражданам и легальному бизнесу, но и основам российской государственности, имиджу страны в международном экономическом сотрудничестве.

Темпы и масштабы распространения организованных форм теневой экономической деятельности превратились в один из наиболее опасных факторов дестабилизации экономической и социально-политической ситуации в стране. Речь идет уже не просто о неконтролируемом движении товарно-материальных ценностей, а о складывающейся системе, которая начинает всерьез влиять на снижение темпов экономического роста государства, конкурентоспособности национальной экономики и является серьезным вызовом экономической безопасности России. Происходящие в мире процессы экономической транснационализациия и глобализации приносят не только положительные плоды для хозяйственного развития вовлеченных в них стран, но и имеют обратную сторону – глобализационные явления обусловили возникновение благоприятных условий для использования международных экономических отношений в криминальных целях. Облегченный доступ к национальным экономическим ресурсам, различия в законодательствах отдельных стран, чрезвычайная прибыльность международных операций и относительная легкость «отмывания денег» через легальные банковские структуры (особенно в так называемых оффшорных зонах) – это отнюдь не полный перечень условий, благоприятствующих криминальному предпринимательству в международном масштабе. Наркобизнес, бизнес на торговле оружием, кража и реализация автомобилей, предметов искусства и т.д. выступают здесь одними из наиболее прибыльных секторов трансграничного криминального бизнеса. Вместе с тем, ослабленное государство сегодня еще не имеет достаточно сил, средств и политической воли для эффективного противодействия теневому сегменту внутри страны и вовлечению российских ресурсов в систему международных криминальных экономических отношений.

Следует заметить, что прошедший 2009 год стал одним из самых непростых в хронологии экономического развития постсоветской России. Мировой финансовый и экономический кризис существенно ослабил нашу экономику, при этом теневая экономическая деятельность многократно усилила негативные последствия. Однако, говоря о негативных последствиях кризиса, необходимо отметить, что есть и, если можно сказать, положительные результаты. Речь идет, прежде всего, о том, что кризис обнажил множество слабых мест в действующем хозяйственном механизме (это важно для дальнейшей его санации) и выявил в качестве одной из ключевых угроз для Российской экономики наличие развитых организованных форм теневой экономической деятельности, имеющих тесную взаимную связь и взаимообусловленность с еще одной фундаментальной угрозой национальной безопасности, коей является деловая коррупция.

В числе субъектов названных организованных форм теневой экономической деятельности выступают не только чисто криминальные структуры организованной преступности и созданные ими теневые и легальные предпринимательские организации и компании. Одним из латентных субъектов данных форм можно назвать мощные финансово-промышленные группировки, которые с использованием своего монопольного положения в национальном хозяйстве и лоббирования своих интересов в структурах власти широко применяют различные серые и даже черные схемы «оптимизации налогов», увода доходов из страны на счета в оффшорных зонах, использование нелегальной рабочей силы (гастарбайтеров), беспошлинного вывоза природных ресурсов и т.д.

В последние годы олигархические структуры установили практически тотальный контроль над российской экономикой. Воспользовавшись объективными (благоприятной конъюнктурой на мировых товарных и финансовых рынках) и субъективными (связями с высшими чиновниками правительства) факторами, они предельно расширили зону своего влияния. Более того, к частноолигархическим структурам добавились и так называемые квазигосударственные олигархические. Их деятельность в целом сходна по формам, методам и культуре управления. Большинство этих компаний стали объектами финансовой опеки со стороны властей, в то время как они даже не являются российскими, их формальные собственники зарегистрированы вне налоговой территории РФ. Показательно, что в США и европейских странах государственная помощь таким компаниям оказывается только с санкции парламентов после гласного и профессионального изучения проблемы. В России же средства бюджета без лишних формальностей уходят на поддержку тех, кто давно вывел собственные капиталы за рубеж. Данные обстоятельства благоприятствовали ещё большему оттоку легальных денежных средств в теневой сектор и оффшоры. В результате финансово-промышленные группировки выступают специфической экстерриториальной силой, не заинтересованной в упрочении правовых норм в стране и стабилизации ее экономики. Обеспечивая работой значительное число россиян и контролируя многочисленные и разветвленные производственные цепочки, они имеют возможность диктовать свою волю правительству и практически бесконтрольно распределять и использовать бюджетные средства. В результате значительная часть предоставляемой государством помощи слабо сказывается на состоянии отечественной экономики. Более того, под контроль государства часто передаются неэффективные предприятия, обремененные огромными долговыми обязательствами (в большей части перед западными кредиторами), а власть все больше становится марионеткой в руках «равноудаленного» от нее крупного бизнеса. Если же вспомнить, как проводилась приватизация в девяностые годы, важно подчеркнуть ее принципиальное отличие от мирового опыта – у нас передаче в частные руки подлежали преимущественно высокоэффективные и высокодоходные предприятия (что само по себе является нонсенсом).

Для организованных преступных формирований в достижении своих целей в сфере экономики составной частью стратегии и тактики действий являются организованные формы теневой экономической деятельности. При этом важным объектом интереса преступных формирований становятся правоохранительные органы, обеспечивающие противодействие теневым экономическим явлениям. Для нейтрализации такого противодействия организованная преступность становится их главным корруптером. Это обусловливает необходимость учета данного противоречия при формировании механизма противодействия теневым и криминальным явлениям в сфере российской экономики, в частности при разработке и осуществлении антитеневой и антикоррупционной политики.

В связи с этим важно сформировать организационно-управленческий и экономико-правовой механизм антитеневой санации самих правоохранительных структур государства. Такая задача не является тривиальной. Ее решение требует глубокой научной проработки проблем, связанных с нахождением подходов и методов противодействия организованным формам теневой экономической деятельности, вытеснения криминальных форм сложившейся здесь системы общественных отношений (обменных, распределительных, управленческих, отношений присвоения и т.д.), а также с анализом факторов их детерминации, изучением условий, причин и особенностей их воспроизводства.



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года