Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

СЕМЁНОВА А.А.
Аспирантка РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург
Научный руководитель: д.и.н., (В.П. Гриднев)

Проблемы правового сознания (имидж и “климат” доверия)

В современном обществе достаточно остро стоит проблема правовой культуры населения. Многие эксперты говорят о том, что мы имеем дело с таким явлением как правовой нигилизм. Еще П.А. Сорокин в 1919 году в труде “Элементарный учебник общей теории права в связи с теорией государства” дает характеристику праву как социальному институту, который находится в неразрывной связи с социальным миром. П.А. Сорокин делает обоснованное заключение о том, что право не существует исключительно в рамках государственно-нормативной системы и не является продуктом только государственной власти. Государство и власть сами обусловлены правом. Важно понимать, что право, как справедливо утверждает П.А. Сорокин, является и выражением установившегося в обществе порядка и средством его установления. Тогда следует уделять особое внимание правосознанию. По Сорокину, именно правосознание, правовые убеждения общества являются источником правопорядка. [191]

Правосознание имеет ряд характеристик, среди которых: уровень информированности о правах и способах их реализации; представление о праве как ценности; отношение к закону; степень осознания правовой защищенности. Говоря о правосознании, нужно особо подчеркнуть важность доверия к правовой системе. Конечно, объективное состояние действующих правовых институтов будет сочетаться и с субъективным их отражением в индивидуальном сознании, т.е. в определенной степени доверия к правовой системе в целом. Поясним, что следует понимать под доверием. Доверие – это необходимое условие развития современного общества из-за сложности, из-за неуверенности, охватывающей все более широкие сферы, и преобладающего риска. Доверие – это фундамент взаимоотношения людей и эффективности работы органов власти. Доверие – это уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности, в правильности чего-нибудь и основанное на этом отношение, оно является основополагающим базисом как межчеловеческих отношений, так и социальных институтов. Без большего или меньшего доверия невозможно совершение ни одного социального действия. Что же может повысить доверие к праву? Возможности повышения доверия населения к правовой системе можно связывать с органами правопорядка. Анализ данных показывает, что надежда на правовые институты стала критически низкой: только от 12 до 15% людей видели в них силу, которая

может защитить человека. Иначе говоря, авторитет правоохранительных органов низок. [192] Поэтому остро встает проблема создания санкционированного общего культурного “климата” доверия к государственным органам. П. Штомпка, например, выделяет ряд факторов, которые помогают задуматься над причинами “климата” доверия или недоверия. Первый фактор – это историческое наследие (т.е. вытекающая из прежних дел данного общества общая тенденция выражения доверия или недоверия различным объектам). Второй фактор – нормативная стабильность или нормативный хаос (т.е. система социальных правил хорошо или плохо разработана; существует или не существует ощущение порядка и чувства безопасности). Третий фактор – прочность социального порядка или, напротив, расплывчатость организаций и институтов. Четвертый фактор – подчинение властей законам или недостаточная ответственность государственных органов. Пятый фактор – последовательная реализация прав и строгое исполнение прав граждан или бессилие, бесправность граждан. Таковы, по мнению П. Штомпки, структурные источники культуры доверия к различным объектам. [193]

Тогда уместна будет и проблема формирования и управления позитивным имиджем органов правопорядка. Имидж – это символически выраженные представления о своеобразии и специфике, уникальности социального института, его деятельности, репутации, сформировавшейся в общественном мнении. Значение имиджа всегда возрастает по мере увеличения дистанции между коммуникатором (государственным органом) и реципиентом (населением) и невозможности, в связи с этим, постоянного взаимодействия. Значение позитивного имиджа постепенно возрастает еще и из-за роста абстрактных объектов: форм, учреждений, социальных ролей, институтов, органов власти. Имидж проявляется наиболее сильно, когда мы имеем дело с позиционным, системным доверием. Мало кто обладает достаточной информацией и компетенцией, чтобы самому рационально оценить, достойны или недостойны доверия сложные по своей структуре объекты. Тогда наиболее востребованным и нужным элементом, приобретающим характер укоренившихся, прочных стереотипов становится имидж сложных объектов. При этом правовые установки граждан играют ключевую роль. Например, формирование позитивного имиджа государственных органов может служить способом укрепления нравственного авторитета власти в современном российском обществе. Кроме того, позитивный имидж – это и средство повышения доверия населения к органам власти. А доверие к органам власти и их нравственный авторитет следует рассматривать только в комплексе.

Таким образом, правовое сознание и доверие граждан к правовой системе – это источники правопорядка и стабильности общества. А феномен доверия содержит в себе как объективные, так и субъективные характеристики, поэтому управление позитивным имиджем государственных органов поможет осуществить пересечение этого объективного и субъективного.



191. Санкт-Петербургский социологический ежегодник. 2009 / Отв. редакторы: А.О. Бороноев, Н.Г. Скворцов. – СПб: Астерион, 2009. – С. 71-77.
192. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек: монография. – М.: Юнити-дана, 2008. – С. 264-269.
193. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. – М.: Логос, 2008. – С. 334-336.



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года