Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

СЕРГИЕНКО О.И., ПАВЛОВА А.С.
Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий
Санкт-Петербург, Россия

Особенности понятия «корпоративная социально-экологическая ответственность»

Понятие социальной ответственности появилось на Западе в начале 70-х гг. XX века. Основным постулатом теории социальной ответственности являлось добросовестное выполнение законодательных требований в области оплаты труда, налогообложения, обеспечения условий безопасности труда и защиты окружающей среды. За последние десять лет всеобщее понимание необходимости корпоративной социальной ответственности (КСО) и теоретическое обоснование направлений ее развития значительно продвинулись. В современных условиях общественного развития первоначальная трактовка концепции КСО характерна для молодых, развивающихся рынков, например, для открывшегося всего десять лет назад китайского рынка [201]. Более узкая трактовка, принятая в западных компаниях, определяет социальную ответственность, как способность и желание бизнеса добровольно заниматься вопросами, не только прямо связанными с производством, продажей товаров и услуг, но и с вопросами обеспечения благополучия общества, т.е. потребителей продукции, сотрудников компании, а также их семей [202].

Несмотря на многочисленные исследования, в настоящее время единая концепция корпоративной социальной ответственности отсутствует, и как следствие, существуют различные трактовки понятия КСО.

В соответствии с определением, данным Европейской комиссией корпоративная социальная ответственность по своей сути является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества, и защите окружающей среды [203]. Данное рамочное определение КСО подчеркивает добровольный характер проводимых компаниями общественно ориентированных мероприятий.

Всемирный совет по устойчивому развитию (Word Business Council on Sustainable Development) определяет корпоративную социальную ответственность как приверженность бизнеса концепции устойчивого экономического развития в работе со своими сотрудниками, их семьями, местным населением, обществом в целом с целью улучшения качества их жизни» [204]. В данном определении прослеживается зависимость между развитием компании и улучшением качества жизни общества в целом.

Институт исследований Всемирного банка (Word Bank Research Institute) социальную ответственность понимает двояко. С одной стороны, КСО представляет комплекс направлений политики и действий, связанных с ключевыми стейкхолдерами, ценностями и выполняющих требования законности, а также учитывающих интересы людей, сообществ и окружающей среды, а с другой – КСО ориентирует бизнес на устойчивое развитие [205].

Многие исследователи КСО приходят к идее интеграции различных концепций КСО (с учетом их слабых и сильных сторон) в одну фундаментальную теорию. В качестве основы для интеграции КСО предлагаются теория заинтересованных сторон, риск-менеджмент и т.д. [206].

Стоит отметить, что понятие социальной ответственности в России сразу стало рассматриваться в самом широком своем смысле. Общественные дискуссии вокруг темы корпоративной социальной ответственности за последние годы, с учетом специфики, привели к пониманию необходимости таких формулировок, которые позволят компаниям установить понятные и измеряемые ориентиры для развития.

Результаты исследований общественного мнения, проведенные в России и обобщенные А.Д. Котляровым, подтверждают интегрированный характер КСО. Корпоративная социальная ответственность – это концепция выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности с акцентом на следующие принципы: производство качественной продукции и услуг для потребителей; создание привлекательных рабочих мест, выплата легальных зарплат и инвестиции в развитие человеческого потенциала; неукоснительное выполнение требований законодательства: налогового, трудового, экологического и т.п., построение добросовестных отношений со всеми заинтересованными сторонами; учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел; вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы [207].

Как ни парадоксально, но корпоративная социальная ответственность рассматривается каждой профессиональной, социальной группой со своей точки зрения, наиболее удачной для решения собственных задач. Для PR – менеджеров – это защита деловой репутации, для финансовых менеджеров и бухгалтеров – аудит в рамках цепочки распределения, для НПО – сохранение ресурсов и гуманитарная деятельность, для правительства – возможность поделить бремя моральной и материальной ответственности за социальное развитие с бизнесом, для экологов – комплекс природоохранных мероприятий, снижающих воздействие на окружающую среду.

В последнее время появился ряд работ российских и зарубежных авторов, посвященных развитию экологической ответственности бизнеса. Экологическая ответственность бизнеса рассматривается как добровольная разработка программ и мероприятий, выходящих за рамки законодательства в сфере охраны окружающей среды и их реальное осуществление [208]. Тем не менее, экологическая ответственность неотделима от социальной, она находит свое выражение в разработке социальных программ компании, осуществляемых по инициативе организации с целью сокращения вредного воздействия на природу и обеспечения общества правом на благоприятную окружающую среду, которое закреплено в Конституции Российской Федерации.

В работе Пахомовой Н.В. и др. отмечается, что экологическая ответственность выступает в качестве одного из инструментов экологического управления, обеспечивающего интериализацию экологических экстерналий в условиях неопределенности и ассиметричного распределения информации между фирмами и обществом [209].

Приведенный выше обзор позволяет уточнить понятие корпоративной социально-экологической ответственности. Под корпоративной социально-экологической ответственностью понимается добровольно возложенное на себя обязательство компании, направленное на систематическое выполнение социальных и экологически значимых программ, которые приняты компанией сверх того, что требует законодательство, и связаны со стратегией развития бизнеса, не противоречащей принципам эффективного корпоративного управления.

Предложенное уточнение КСЭО позволяет акцентировать внимание на интеграции всех аспектов деятельности компании, направленных на улучшение и развитие социальной, экономической и экологической сфер, с получением синергетического эффекта.



201. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания / Под ред. С.Е. Литовченко, М.И. Корсакова. – М., 2003.
202. Там же
203. The Challenges of Corporate Social Responsibility. Towards Constructive Partnership // The Phillip Morris Institute for Public Research ASBL? Brussels, Belgium, 2000.
204. Чернов Е. Корпоративная социальная ответственность // Информационный бюллетень Det Norske Veritas. №4 (8). С. 6-7.
205. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / под общ. ред. д.э.н. проф. И.Ю. Беляевой, д.э.н., проф. М.А. Эскиндарова. – М.: КНОРУС, 2008
206. Там же
207. Котляров Д.А. (автореферат)
208. Экологическая ответственность бизнеса и экологические рейтинги. Экологическая эффективность производства/ Гаевская М.В. - Мн.: «Бизнесофсет», 2008. – 14 с.
209. Экологический менеджмент/ Н.В. Пахомова, А. Эндрес, К.Рихтер – СПб.: Питер, 2003. – 544 с



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года