Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ЗАРУБИН В.Г.,* САВИН И.В.,** ТУМАЛЕВ В.В.***
*Д.с.н., профессор, зав. кафедрой прикладной социологии РГПУ им. А. И. Герцена;
**К.с.н., зав. кафедрой социологии Института бизнеса и права;
***Д.с.н., профессор, проректор по научной работе Института бизнеса и права, Санкт-Петербург

Профессиональное становление современного студенчества

Проблема профессионального становления является ключевым аспектом понимания места и роли студенчества в условиях модернизации российского общества. В отечественной литературе, посвященной проблемам высшей школы, термин «профессиональное становление» используется достаточно широко. Сущность категории «профессиональное становление» может быть выявлена в сопоставлении ее с категориями «развитие» и «формирование». Развитие определяется как объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения. Развитие - закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. Одновременное наличие этих свойств отличает развитие от других изменений. Обратимые изменения характерны для процессов функционирования (то есть циклического воспроизведения постоянной системы связей и отношений); при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, что лишает процесс свойственной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии. Становление является отправным пунктом всего последующего развития, начальной точкой возникновения, порождения вещей и явлений. В отличие от формирования становление - это процесс, не имеющий заданного конечного результата.

Развитие студента в университетском сообществе происходит путем качественных изменений, ведущих к новому уровню целостности, то есть превращение студента в квалифицированного специалиста. Развитие предполагает изменение сущностных сил студента, преобразование сложившихся установок, ориентаций, мотивов поведения под влиянием изменяющихся общественных отношений. Развитие студента осуществляется через выявление профессиональной направленности его деятельности. Профессиональная направленность студента является результатом противоречивого единства социализации, то есть усвоения социального опыта и культуры, и индивидуализации (развитие интеллекта, воли и творческих способностей). В ходе развития происходит становление студента как квалифицированного специалиста. В результате профессионального становления возникает новая социальная целостность. Эта целостность заключается в двух сущностных моментах. Во-первых, в подчинении всех элементов деятельности студента профессиональной направленности. Во-вторых, университетское сообщество обеспечивает непрерывность, преемственность всех периодов профессионального становления студентов.

Критерием профессионального развития студента выступает объективная ценность реализации его личностных качеств в профессиональной деятельности. Основная предпосылка профессионального развития – профессиональная направленность. Она выражается в социальных установках и ценностных ориентациях студентов.

Постоянная незавершенность, а, следовательно, нескончаемость процесса становления - характерная черта психологической организации личности студента и одно из обязательных условий ее способности к безграничному развитию.

Студент, оказавшись в университетском сообществе, формируется в профессиональном плане. Профессиональное становление представляет собой целостную систему социальных свойств, позволяющую общественной жизни человека функционировать не только в коллективной, но и индивидуальной форме. Под становлением обычно понимают совокупность приемов и способов социального воздействия на индивида, имеющих целью создать у него систему определенных отношений, ценностных ориентаций, убеждений, воспитать профессионально значимые качества. Прогнозируя себя в будущее, студент сам себя формирует.

В нашем понимании процесс профессионального становления включает несколько стадий: первая стадия – выбор вуза, вторая стадия – реализация студенчества внутри университетского сообщества, и третья стадия – профессиональные и карьерные ожидания студенчества. Таким образом, профессиональное становление студента - это целостный, динамически развертывающийся во времени процесс от формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности.



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года