Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

БИТЮКОВ К.О.
К.и.н., магистрант Института бизнеса и права,
Санкт-Петербург, Россия

Проблемы воспитательной работы глазами учителей

Система школьного образования в России, и, в частности, система воспитания, выходят в 2010 г., провозглашенным годом Учителя, на новый этап, К июню 2010 г. должно завершиться формирование стандартов второго поколения для средней и старшей школы. В основе новых стандартов лежат два документа: «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и «Фундаментальное ядро содержания общего образования» [213].

В апреле 2010 г. в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга было проведено исследование по видению проблем воспитательной работы.

В районе 38 учебных заведений начального и среднего образования. В проведении исследования приняли участие 13 учебных заведений. При составлении выборки в целом была соблюдена пропорция типов учебных заведений, представленных в районе и в исследовании, представленная ниже.



Всего было собрано 52 анкеты от основных субъектов воспитательной ра-боты: классные руководители выпускных классов трех ступеней школы (4 классы - 14 анкет, 9 классы - 24 анкеты и 11 классы - 5 анкет), заместители директоров по воспитательной работе (15 анкет) и директоров учебных заведений (4 анкеты).

Анкета содержала четыре основных вопроса. Первый вопрос: «Какие области вашей воспитательной работы сегодня вызывают у вас наибольшие затруднения?» выявил две главные проблемные области. Во-первых, это работа с родителями: 43% классных руководителей, 53% заместителей по воспитательной работе и 50%) директоров отметили эту проблему как первоочередную. Во-вторых, это проблемы с выбором интересной для школьников формы мероприятия (28% у классных руководителей, 23% у заместителей по ВР и 25% у директоров).

Среди других проблем, классные руководители средней школы называли борьбу с курением, старшей школы – проблему с выбором целей воспитания, а администраторы - огромное количество бумаг. Ведь за полугодие (4-5 месяцев) замдиректора по воспитательной работе должен сдать одних отчетов более 70 (семидесяти)!

Ответы на второй вопрос: «В каких областях, связанных с воспитательной работой, вам была бы полезна поддержка районных методических служб?» выявили следующие тенденции. Самыми разнообразными оказались запросы — у классных руководителей начальной школы (см. Диаграмму 1.)



Однако с ростом ступеней образования (средняя и старшая школа) и должностей (замди-ректора и директора) за-просы к методическим службам сужаются до двух запросов: юридиче-ских консультаций по во-просам воспитательной работы и психолого-педагогических консультаций. Особенно явно эта тенденция прослеживается у директоров школ (см. диаграмму 2.). В то же время, по-прежнему востребованы курсы по повышению квалификации и семинары по обобщению опыта.

Детские конкурсы востребованы больше среди классных руководителей (рост тенденции с ростом ступени: начальная школа – 14%, средняя — 21 %, старшая – 40%), а потребность в педагогических конкурсах есть только у классных руководителей начальной школы (8%). Среди других запросов администраторы высказывали необходимость иметь школьного педагога-психолога, а также более тесные связи с инспекторами отдела по делам несовершеннолетних

Третий вопрос «В каких областях, на ваш взгляд, школе необходимо объединить свои усилия с другими организациями для решения проблем в воспитательной работе?» выявил следующую картину (см. Диаграммы 3 и 4).



Наибольшие запросы в координации как у классных руководителей, так и у администраторов вызывает работа с детьми с отклоняющимся поведением, будь то одаренные дети или профилактика преступности и наркомании. Гораздо меньшую потребность в таком взаимодействии вызывают остальные области, в т.ч. гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание, налаживание социального партнерства, музейная педагогика. У директоров школ эта тенденция проступает еще более явно. По результатам исследования было проведено совещание управленцев звена.

Выводы по данному исследованию отражают современную ситуацию в области воспитания в целом. Работники школ, имея значительные проблемы в работе с родителями, ищут выход в юридической формализации этих отношений (корреляция ответов на первый и второй вопросы). Кроме того, внешней помощи они ищут прежде всего в вопросах позитивного и негативного отклоняющегося поведения: поддержка одаренных детей, профилактика наркомании и преступности. В решении же вопросов духовно-нравственного воспитания, которые ставятся во главу угла воспитательной работы стандартами второго поколения, учителя пока полагаются преимущественно на собственные силы.



213. Данилюк А.Я., Кондаков А.М.. Тишков В,А. Концепция духовно-нравственного развития я воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. Козлов В. В.. Кондаков А. №. Фундаментальное ядро содержания общего образования. М.: Просвещение, 2010.



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года