Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

БОТНЕВА Н.Ю.
Кафедра экономики и финансов, Санкт-Петербургского государственного университета низкотемпературных и пищевых технологий
Научный руководитель: к.э.н., Филаткин В.М.

Культура и образование в условиях кризиса

Подготовка инженеров традиционно была в России на высоком уровне. Но часто у студентов возникает проблема непонимания необходимости изучения гуманитарных дисциплин.

В большинстве случаев студенты ссылаются:

- на нехватку времени;
- изучение гуманитарных предметов якобы не способствует приобретению профессионализма.

При этом некоторые из них утверждают, что на современном рынке труда востребована узкая специализация. Приводятся примеры западного образования, ориентированного, по представлениям студентов, исключительно на подготовку узких профессионалов.

У молодых людей бытует представление об изучении гуманитарных дисциплин как о полностью бесполезном занятии. Иначе говоря, гуманитарная составляющая образования, по их мнению, не способствует обретению высокого профессионализма.

Студенты, приходящие в вуз не имеют четко оформившейся потребности в новом направлении познания в силу невысокого уровня предшествующего образования. Современное же развитие науки в целом предполагает взаимодействие самых разных отраслей знания и видов деятельности.

При общении со студентами в учебное и вне учебное время можно сделать вывод о том, что у многих из них практически отсутствуют навыки гуманитарного мышления. Студенты отделяют современность от всей истории социального развития. Соотнести конкретные факты и явления современности с закономерностями общественных отношений молодым людям очень сложно, так как их багаж общей культуры мал. Для них процесс анализа фактов современности как универсальных проявлений человеческого существования начинается подчас лишь в ВУЗе. Гуманитарные науки, по их мнению, не имеют прикладного значения, поэтому многие студенты технического вуза основное внимание стараются уделять точным и профильным дисциплинам. Однако изучение гуманитарных предметов формирует способ мышления, который помогает всесторонней реализации творческого потенциала личности.

Понимание студентами значимости всех составляющих окружающего мира – это процесс, длительный во времени и требующий значительных усилий и очень важной становится задача не только получения определенного объема информации, но и приобщение студентов к мысли о необходимости овладения ценностями общей культуры.

Учебные семинары по отечественной истории и духовной культуре России, имеют огромное значение, прежде всего как форма общения студента и преподавателя. Часто на занятиях возникают дискуссии многие понятиям, например, государство, Родина, патриотизм, которые являются вечными ценностями. Однако у многих студентов эти понятия подчас принижаются именно в контексте сегодняшней России. Они (эти понятия) воспринимаются ими как бесспорная ценность для предыдущих поколений, не всегда применима к самим себе.

Осмысление и преодоление подобной трансформации – является одной из задач воздействия преподавателя на процесс осознания молодыми людьми изначальной, а не только прикладной ценности знания. Ведь любой дискуссионный момент учебного занятия предполагает воспроизведение и использование знаний, являющихся частью общей культуры.

При решении этих задач можно столкнуться с качественно иными, чем несколько лет назад, трудностями. Одной из проблем, усугубленной коммерциализацией образования, является постепенная утрата способности многих студентов работать с печатными источниками. Молодые люди, закончившие среднюю школу в последние годы, плохо считывают текст, при этом самые простые и знакомые из повседневности слова искажаются ими при устном произнесении. Это говорит о неумении воспринимать написанный текст, улавливать как его общий смысл, так и понимать значение отдельных слов. Поэтому изучаемый материал представляется многим студентам абстракцией, подлежащей механическому заучиванию для дальнейшего озвучивания.

Уровень знаний и общей культуры студентов является отражением социокультурной ситуации в обществе.

Искажение ими хрестоматийных имен литераторов, художников, музыкантов и названий художественных произведений – свидетельство проблемы просвещения населения. Имена и понятия, являющиеся национальной гордостью, не присутствуют в средствах массовой информации и не запечатлеваются в памяти. К примеру, композитор Балакирев становится Балакирёвым.

Определить историческое время золотого и серебряного веков русской культуры для многих также очень сложно. К тому же ограниченное методическими нормами преподавание в школе литературы, мировой художественной культуры и истории обедняет содержание этих предметов. Поэтому преподавателю гуманитарных дисциплин в техническом вузе при условии жесткого ограничения учебных часов необходимо решать задачу не только способствовать появлению интереса к данным предметам, но и развитию потребности у студентов к дальнейшему самообразованию.

Кроме того, ситуация усугубляется тем, что требования вузовских преподавателей к пополнению собственного духовного багажа снижается. Нужно признаться, что из преподавательской среды уходит представление об университетском преподавателе как о человеке с широким кругозором и энциклопедическими знаниями.

Это в какой-то мере объясняется объективной ситуацией, т.е. низкими зарплатами и нехваткой времени в связи с необходимостью совмещения должностей или преподавания в нескольких вузах. Поэтому и возникает убеждение в необязательности самообразования и широте интересов.

В преподавательской среде все реже можно услышать о прочитанных книгах, о впечатлениях от концертов, выставок, театральных постановок.

Привлечение в учебные заведения совместителей из других университетов разрушает вузовский социум. Смещение акцента в воспитании студентов на культурно-массовую работу не компенсирует преподавателя.

Высокообразованная личность, обладающая широтой кругозора – наиболее действенный аргумент в необходимости изучения гуманитарных дисциплин. Но это становится неубедительным для студентов в том случае, если старший преподаватель зарабатывает меньше студента.

Свобода преподавателя, избавленного от необходимости работать в нескольких вузах в ущерб самосовершенствованию, – общественная ценность.

В процессе работы со студентами нужен не только преподаватель-предметник, но и личность, собеседник. Гуманитарные дисциплины предполагают взаимное личностное общение преподавателя и студентов. Отвлечение в разумных пределах на обсуждение волнующих вопросов, не имеющих прямого отношения к теме занятия, не только не наносит ущерба изучению предмета, но и заставляет студентов задуматься над сложными процессами бытия.

Это предполагает большую требовательность преподавателя к самому себе, так как он должен быть гуманитарием в самом высоком смысле этого слова.

Из сказанного можно сделать вывод, что при преподавании гуманитарных дисциплин, помимо проблем, обусловленных спецификой отношения к этим предметам в техническом вузе, появляются новые, являющиеся отражением общей ситуации как в образовании, так и в обществе в целом.



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года