Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

КОМАРОВА А.В.
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Россия, Санкт-Петербург

Образование на основе компетентностного подхода как возможность выхода из кризиса

А. Штоф с соавторами в статье «Что есть компетенция? Конструктивистский подход как выход из замешательства» отмечают, что нередко уже существующие управленческие методы, образовательные программы стараются переделать, используя компетентностную терминологию. Авторы считают, что трудность в определении понятия компетенция состоит в том, что оно само по себе символическое и не содержит отнесенности к реально существующим объектам.

Исследователи выступают против объективистского подхода, который пытается найти единственную истину. Они считают, что проблему компетенции невозможно рассматривать с таких позиций, так как: «Это тупик, единственное и абсолютно истинное определение компетенции никогда не будет найдено» [219]. А. Штоф с соавторами берут за основу конструктивистский подход, допускающий существование нескольких определений. При данном подходе важен контекст, в котором используется понятие компетенция. В зависимости от него, возможно, дать наиболее продуктивное определение этого понятия. С точки зрения исследователей понятие компетенция задействовано в двух основных областях: компетентностном подходе в менеджменте и образовании.

Исследователи уделяют внимание рассмотрению компетенций в образовании. По их сведениям существуют два направления, связанные с компетенциями в образовательной сфере: «… подготовка педагогов на основе компетенций и подготовка педагогов на основе гуманистического подхода» [220]. В виду этого, в сфере образования возникает ряд вопросов, связанных с компетенциями:

• как из студента сделать компетентного работника?
• только ли в условиях профессиональной деятельности возможно приобрести компетентность?
• можно ли научить компетентности?

Для исследователей проблема определения компетенций в образовании важна, так как педагоги, часто сами не понимают, что такое компетенция, и просто заимствуют определение этого понятия из других областей деятельности. Соответственно возникает путаница, чему нужно и можно учить студентов, чтобы в результате получить личность готовую к профессиональной деятельности.

В статье рассматривается точка зрения о соотнесении компетенций с возможными непредвиденными ситуациями. Для авторов одним из возможных способов определения компетенции является наличие у человека способности решать возникшие проблемы в незнакомых ситуациях. Эта способность даст возможность недавнему выпускнику перейти к профессиональной деятельности.

А. Штоф с соавторами отмечают, что толкование компетенций существует великое множество. Однако, не стоит бояться, что определить понятие будет невозможно. Они предлагают сделать это через «граничный подход». «Существуют два пути выделения границ понятия: описывать объем определяемого термина «изнутри», устанавливать, что принадлежит этому понятию; или идти «снаружи», то есть фокусироваться на различиях между понятием компетенции и близкими терминами…» [221].

Исследователи обращают внимание на деление компетенций по уровням. Самый низкий уровень – пороговый – определяет минимальную компетентность в выполнении тех или иных работ. Такой уровень компетенций обычно имеет молодой сотрудник. Предполагается, что с возрастанием профессионального опыта, уровень компетенций и компетентность будут расти.

Часто компетенции описывают в состоянии статики, имея в виду их нынешнее состояние. Однако А. Штоф с соавторами отмечают, что полезно изучать компетенции в динамике, то есть как нечто, что меняется в зависимости от ситуации. Это важно для образования, так как подчеркивается возможность влиять на компетенции.

Чтобы ограничить понятие компетенция снаружи исследователи сравнивают его с другими, близкими по смыслу понятиями. Так, рассматривая соотнесение понятий компетенция и квалификация, ученые приходят к выводу, что квалификация в отличие от компетенции, всегда связана с наличием ряда документов, ее подтверждающих. Хотя по их оценкам, не редко исследователи путают или объединяют эти понятия. В идеале, по мнению А. Штоф с соавторами, компетенция и квалификация должны сочетаться. Так выпускник, имеющий квалификацию должен быть компетентным в области своей профессиональной деятельности, но часто это бывает не так, и даже наоборот, когда человек является в чем-либо компетентным, но неквалифицированным: мать или грабитель. Проводя различия между знаниями, навыками и компетенцией, исследователи отмечают, что и те и другие могут являться составляющими компетенции.

Суть конструктивистского подхода в определении компетенций, по мнению А. Штоф с соавторами в том, что границы определяемого понятия динамичны. Они будут зависеть от того контекста, в котором мы употребляем изучаемое понятие. К примеру, педагога интересует вопрос: возможно ли обучить компетенциям, а сотрудника кадрового агентства: какой уровень той или иной компетенции способен продемонстрировать соискатель.

Очень важно, что касаясь вопроса компетенции – компетентности, А. Штоф с соавторами признают, что: «Помимо полемики по поводу значения понятия, существуют также расхождения по поводу самого термина. Терминологическая проблема состоит, прежде всего, в том, какое слово использовать для обозначения описываемой реальности: компетентность или компетенция, или, во множественном числе, компетентности или компетенции» [222]. Для исследователей эта дискуссия не так важна, так как главное, по их мнению, определить само содержание понятия, а потом уже его оболочку.

Таким образом, компетентностный подход продолжает развиваться в образовательной сфере и набирает все большую силу. Переход российских вузов на европейскую систему обучения требует, чтобы наши преподаватели знали и владели компетентностной терминологией. Возможно, благодаря умелому заимствованию опыта зарубежных стран нам удастся вывести Россию на новую ступень развития образования.



219. Штоф А. Что есть компетенция? Конструктивистский подход как выход из замешательства / Пер. с англ. – Open University of the Netherlands, 2004. URL: [http://www.ht.ru/press/articles/print/art26.html].
220. Там же.
221. Штоф А. Что есть компетенция? Конструктивистский подход как выход из замешательства / Пер. с англ. – Open University of the Netherlands, 2004. URL: [http://www.ht.ru/press/articles/print/art26.html].
222. Штоф А. Что есть компетенция? Конструктивистский подход как выход из замешательства / Пер. с англ. – Open University of the Netherlands, 2004. URL: [http://www.ht.ru/press/articles/print/art26.html].



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года