Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
вступительное тестирование
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец

Меркушина Л.А.
Студентка 6 курса Санкт-Петербургского государственного университета низкотемпературных и пищевых технологий
Научный руководитель: д.э.н., профессор Минко И.С.

Возможности применения стратегии кайзен для обеспечения конкурентоспособности пищевых предприятий России

«Кайзен» переводится как «улучшение» (от «кай» — «изменение» и «зен» (цен) — «хорошо»). Применительно к процессу управления и культуре организации, он традиционно означает процесс непрерывного и постепенного совершенствования, который становится возможным благодаря активному участию всех сотрудников компании в том, что она делает, и в том, как она это делает. Кайзен подразумевает достижение таких конкретных целей, как устранение потерь времени, денег, материалов, усилий, повышение качества товаров, услуг, взаимоотношений, личного поведения, развития сотрудников, снижение издержек на разработку, производство, содержание запасов и распространение и в конечном итоге повышение степени удовлетворенности потребителей. Важно осознать, что кайзен - не разовая инициатива, а постоянная организационная культура, которая активно нацелена, прежде всего, на процессы улучшений43. А в условиях кризиса применение стратегии кайзен приобретает все большую актуальность.

По прогнозам некоторых специалистов кризис достигнет максимума через семь месяцев. Самое время поразмыслить о путях выхода из него с минимальными потерями. Бизнес, государство и семья привыкли к достатку денег, обеспеченности работой, дешевым кредитам, но скоро это закончится. В отличие от многих европейских стран, в России стратегия кайзен мало распространена и мало известна.

Кризис – тяжелое переходное состояние, перелом, который рождает непредсказуемые проблемы. Для решения какой-либо проблемы необходимо поставить главную цель. Но и проблемы, и цели постоянно меняются в условиях неустойчивой экономики, ничто не является статичным, все должно подвергаться постоянному пересмотру. Следует отметить, что изменения не должны быть масштабными — другими словами, они могут сводиться к небольшим, постепенным модификациям, именно для этого и применяется стратегия кайзен.

Стратегия кайзен основывается на принципах. В разных источниках литературы указывают множество принципов кайзен, в данной статье выделим только основные:

Ориентация на потребителя. Организация обязана предоставлять клиентам только качественные товары, удовлетворяющие их потребности. То есть суть состоит в том, что каждый сотрудник компании является ответственным за качество выпускаемого продукта.

Постоянное усовершенствование. Поиск путей улучшения не прекращается после того, как было внедрено очередное улучшение. При этом каждое усовершенствование процессов разработки, производства или менеджмента реализуется как новый формальный стандарт.

Открытое признание проблем. Все проблемы в организации выносятся на общее обсуждение, для того, чтобы каждый сотрудник компании принимал участие в решении этих проблем и предлагал свои варианты их устранения.

Содействие открытости. Предполагает более открытые рабочие места, отдельные кабинеты только у руководителей высшего звена, приветствуется единство, что делает процесс коммуникации более надежным.

Формирование рабочих групп. Создаются для реализации каких-либо отдельных проектов, происходит вовлечение сотрудников в жизнь организации и подкрепляет чувство коллективной ответственности и центральной роли компании.

Управление проектами при помощи межфункциональных команд. Ни один человек, ни одна команда, работающая в какой-либо одной функциональной области, не обладает всеми навыками, не в состоянии предложить самые лучшие идеи, чтобы наиболее эффективно реализовать проект - даже, если он касается их предметной области. В команду специалистов-представителей различных областей, отвечающую за проект, должны быть включены люди из тех функциональных областей, на которые проект будет оказывать влияние в ходе его реализации.

Стимуляция процессов взаимной поддержки. Ключевой фактор в компании - внимание к процессу управления. Организации стремятся к получению финансовых результатов, однако руководствуются следующим: если процессы в компании проходят нормально, если они разработаны таким образом, чтобы стимулировать вовлеченность сотрудников, то желаемые результаты наступят с неизбежностью.

Развитие самодисциплины. Самодисциплина — требование кайзен не только потому, что принадлежность к команде и самостоятельный контроль собственного поведения считаются нормой, но и поскольку уважение к себе и к компании показывает внутреннюю силу и целостность; способность к гармоничному взаимодействию с коллегами и клиентами. Чем больше сотрудников будут обладать чувством самодисциплины и энтузиазма, тем лучше будет для организации.

Информирование каждого сотрудника. Весь персонал должен быть полностью информирован о своей компании (как в период введения в должность, так и в течение своей дальнейшей работы). Идея состоит в том, что правильное отношение и поведение будут зависеть от полного понимания и принятия миссии компании, ее культуры, ценностей, планов и опыта работы.

Создание условий для каждого работника. Каждому сотруднику даются навыки и возможность действовать в соответствии с предоставленной ему информацией. В организации, использующей кайзен, работники могут оказывать реальное воздействие на ее дела, благодаря обучению по нескольким специальностям, стимулированию, полномочиям по принятию решений, доступу к информации и бюджетам, системам обратной связи и системам поощрений44.

В России только начался период внедрения стратегии кайзен на предприятиях. Количество примеров успешных внедрений с каждым годом увеличивается. Например, «Балтика-Ростов»: «Объем производства на заводе «Балтика-Ростов» за 9 месяцев 2008 года составил 39,2 млн. дал пива, что совпадает с результатом прошлого года - это хороший результат, учитывая, что это лето было холоднее предыдущего. В 2008 году компания продолжила активно внедрять в работу принципы и методы бережливого производства. За этот период в бюджеты всех уровней Ростовской области было перечислено 1 млрд. 219 млн. рублей. На заводе начат выпуск новых сортов пива «Невское Классическое», «Невское Айс», «Невское Светлое», а так же лицензионного бренда «Карлсберг». Далее планируется внедрить стратегию кайзен и на других филиалах пивоваренного завода45.

Перечисленными принципами, описанными выше, надо овладеть, а их применение на предприятии предполагает экспериментирование и присутствие доброй воли со стороны сотрудников. Поддерживать веру в их возможности можно короткое время, далее требуются убедительные доказательства достоинств. Хоть внедрение кайзен в организации - длительный и трудоемкий процесс, требующий большей заинтересованности, чем ограниченные изменения, когда этот процесс завершен, способность и готовность организации осуществить перемены резко возрастают.



43. Коленсо Майкл. Стратегия кайзен для успешных организационных перемен: Пер.с англ. – М.: Инфра-М, 2002. XIV, 175 с. – (Серия «Менеджмент для лидера»). – стр.7.
44. Джонс Дэниел Т., Вумек Джеймс П. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания Вашей компании. Альпина Бизнес Букс, 2004. – стр. 53-54.
45. http://www.4profit.ru/news/2008-04-01-26

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Социально-экономическое состояние России: пути выхода из кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года




Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun