Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
вступительное тестирование
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

Е.А.Михайлова
Студентка 4 курса НОУ «Институт бизнеса и права»
Научный руководитель: д.э.н., профессор М.А.Макарченко

Управлениe конкурентными преимуществами в коммерческой фирме

Данная научно-исследовательская работа (НИР) посвящена разработке на основе системного анализа предложений по повышению конкурентоспособности коммерческой фирмы. Компания работает в отрасли по проведению капитального ремонта скважин и осуществлению гидравлического разрыва пласта. В последнее время предприятие испытывает трудности с привлечением новых потребителей.

У конкурентов наметилась тенденция к переходу на более современные методы работы по осуществлению капитального ремонта скважин и гидравлического разрыва пласта. Процесс принятия решений по вопросам повышения уровня конкурентоспособности коммерческой фирмы основывается на опыте, интуиции или вторичной информации, которая систематически не отслеживается и не всегда достоверна. В тоже время практика показывает, что для успешного долговременного функционирования предприятия на рынке необходимо большее внимание уделять системному подходу и управлению конкурентными преимуществами.

Системный подход позволяет установить причины принятия неэффективных решений, он же предоставляет средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля. Значение системного подхода заключается в том, что менеджеры могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом.

Поэтому данная тема представляет для коммерческой фирмы большой практический интерес.

Целью НИР является определение и формирование на основе системного подхода конкурентных преимуществ, повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности коммерческой фирмы.

НИР состоит из двух последовательно выполненных этапов – научно-исследовательского и проектного. В процессе выполнения первого этапа работы были использованы системный подход к организации; методики системного анализа, в том числе Методика, основанная на концепции системы, учитывающей взаимоотношения со средой46. Кроме того, изучены научные труды отечественных и зарубежных авторов, касающиеся управления конкурентными преимуществами на предприятии, и практические методики, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия на рынке.

На втором этапе проанализированы методики оценки конкурентоспособности организации и выявлены наиболее распространенные:

- методика оценки конкурентоспособности (КСП) организации на основе внешних конкурентных преимуществ;

- метод, основанный на теории эффективной конкуренции;

- метод анализа КСП предприятия, основанный на элементах комплекса маркетинга.

- Экспресс-метод, основанный на оценке множества факторов, полученных путем формирования проблемного поля на основе результатов опроса.

В процессе выполнения первого этапа:

- разработана структура деятельности предприятия, обеспечивающая успешную работу на рынке, включающая маркетинг продаж, маркетинг закупок и организацию внутрифирменной деятельности предприятия для успешной работы на рынке47;

- изучены и применены методики системного анализа к оценке конкурентоспособности предприятия.

В ходе выполнения второго этапа работы решены следующие задачи:

- разработаны мероприятия для коммерческой фирмы, повышающие уровень конкурентоспособности предприятия на основе выявленных и формирования новых конкурентных преимуществ;

- оценена экономическая эффективность и конкурентоспособность коммерческой фирмы и составлен организационно-технический план реализации проекта.

Объектом исследования является коммерческая фирма, занимающаяся оказанием услуг, связанных с повышением дебета скважин за счет проведения капитального ремонта скважин и гидравлического разрыва пластов.

НИР содержит четыре части:

Первая часть посвящена применению методики системного анализа к оценке конкурентоспособности предприятия; раскрыты понятия система, системный анализ, приведена таблица характеристик основных свойств систем, рассмотрена организация как сложная система и ее свойства, приведены принципы и структура системного анализа. Смоделирована структура деятельности промышленного предприятия, предусматривающая его работу в трех направлениях: маркетинг продаж, маркетинг закупок и организация внутрифирменной деятельности предприятия.

Во второй части приведена система конкурентных преимуществ предприятия; выделено пять факторов, определяющих внутреннюю привлекательность долгосрочной прибыли; так же составлена таблица классификации конкурентных преимуществ.

В третьей части рассмотрен системный анализ конкурентных преимуществ предприятия и методика оценки конкурентоспособности организации.

Четвертая часть посвящена особенностям управления конкурентными преимуществами в сфере капитального ремонта скважин.

В данной НИР системный анализ позволил рассмотреть организацию как объект с большим диапазоном внутренних и внешних связей. В результате работы выявлены связи между элементами структуры, причины и следствия, что предоставляет возможность корректировки во избежание отрицательных последствий, помогает координировать работу системы в целом и вырабатывать единую концепцию ее развития.

Кроме того, в работе проведен ситуационный анализ, который выявил проблемы и преимущества коммерческой фирмы. SWOT-анализ показал, что предприятию необходимо больше внимания уделить обучению персонала и созданию корпоративной культуры внутри организации. Расчет конкурентоспособности свидетельствует о том, что находится на третьем коммерческая фирма месте среди основных конкурентов. На основе проведенных анализов были выявлены существующие конкурентные преимущества – это финансовые ресурсы, известность предприятия, технологический потенциал предприятия.

Произведена оценка эффективности и конкурентоспособности коммерческой фирмы после внедрения мероприятий:

В организационно-техническом плане представлена последовательность осуществления предложенных мероприятий.



46. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. - СПб.: СПбГТУ, 2004.
47. Чудесова Г.П. Управление маркетинговой деятельностью промышленного предприятия. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2006.

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Социально-экономическое состояние России: пути выхода из кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года