Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
вступительное тестирование
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец

Горячева Е. П.
Студентка 2 курса НОУ «Институт бизнеса и права»
Научный руководитель – к.э.н., доцент Черных Ю.М.
Россия, Санкт-Петербург

Проблемы налогов, зарплаты и экономического роста в России

Налоговая система государства – один из важнейших факторов делового климата в стране. В начале 2000-х годов произошла определенная либерализация налоговой системы России – стала плоской шкала подоходного налога, уменьшились социальные выплаты, которые объединили в Единый социальный налог. Необходимость совершенствования налоговой системы России очевидна. Ставка НДС в настоящее время составляет 18%. Уже несколько лет идут дискуссии о снижении НДС и замене его налогом с продаж. В частности руководители нашего государства, Д.А.Медведев и В.В.Путин предложили существенно снизить ставки НДС и упростить налоговые процедуры. Министерство экономического развития РФ направило в Минфин предложения о снижении с 2009 года НДС до 12%-13%. Ранее министр финансов Алексей Кудрин обещал, что это произойдет лишь к 2020 году, но глава МЭРТ Эльвира Набиуллина считает, что Госдуме необходимо принять соответствующие поправки уже этой весной. По мнению чиновников МЭРТ, снижение ставки НДС "максимально позволит снизить налоговую нагрузку, возникающую на этапе инвестиций", и, в конечном счете, обеспечит высокие темпы экономического роста, массовое появление новых и модернизацию уже существующих производств.

Одновременно не все считают целесообразным снижать НДС в России. По словам главного экономиста Всемирного банка (ВБ) по РФ Ж.Богетича, НДС - самый большой и стабильный налог, и его снижение до 12 проц. приведет к огромным потерям для бюджета. Он пояснил, что снижение НДС "не является основным фактором экономического роста" и отметил, что правительству целесообразнее "посмотреть на другие налоги". Также глава министерства Алексей Кудрин назвал решение о снижении налога на добавленную стоимость деструктивным. По его словам, снижение ставки НДС означает снижение самого устойчивого источника пополнения бюджета. В то же время министр подчеркнул, что Минфин всегда готов участвовать в дискуссии по различным предложениям в отношении НДС. Он также отметил, что понимает интересы бизнеса в отношении снижения этого налога, ведь бизнес получит определенную "добавку".

Одной из главных задач государства является создание одинаково благоприятных условий для всех субъектов рыночной экономики. В нашей стране условия работы предприятий разных отраслей не одинаковы. Основные отличия: наличие или отсутствие конкуренции с зарубежной продукцией и различная привлекательность отраслей на рынке труда.

Как показывают данные о структуре занятости населения России, из 67 млн. работающих граждан 49 млн. трудятся в секторах, не испытывающих конкуренции с зарубежной продукцией: в сырьевых отраслях, в сферах финансов, торговли, услуг, образования, медицины, в армии, милиции и т. п. Остальные 18 млн. человек работают на обрабатывающих производствах (по классификации Росстата), в сельском и лесном хозяйстве.

Когда мы говорим о необходимости повышения конкурентоспособности российской экономики, то, как правило, имеем в виду конкурентоспособность обрабатывающих производств. Сегодня, по данным Росстата, здесь занято около 11,3 млн. человек. Если считать зарплату показателем квалификации и успешности, то следует признать, что в этих отраслях трудятся наименее квалифицированные и наименее успешные граждане.

По данным Минфина (2005) среднемесячная номинальная зарплата в газовой промышленности составляет 33,7 тыс. руб., в нефтяной - 23,7 тыс. руб., в среднем по промышленности – 8,1 тыс. руб., в машиностроении – 6,7 тыс. руб. На швейном и текстильном производстве – 4,6 тыс. рублей.

Очевидно, работать с газом и нефтью выгодней, чем точить детали или шить костюмы.

Чтобы люди захотели работать на производстве, и оно стало конкурентоспособным, необходима соответствующая оплата труда. Одним из инструментов, с помощью которого можно решить указанные задачи, является налоговое регулирование, и в частности снижение налогов.

Сегодня Ставки налогов в нашей стране одинаковы для большинства отраслей. Судя по всему, это – принципиальная позиция Министерства финансов, основанная на рекомендациях зарубежных экспертов и поддерживаемая многими российскими учеными.

По мнению экспертов ГНИИ Развития налоговой системы «остаются по-прежнему незадействованными такие важные функции налогообложения, как содействие экономическому росту и модернизации структуры экономики (за счет применения методов налогового регулирования). Более того, в реальности налоговая система действует против достижения этих целей».

Серьезной причиной недостаточного применения методов налогового регулирования является отрицательный опыт их использования. В разное время значительные налоговые льготы получали спортсмены, инвалиды, «афганцы», «чернобыльцы», или такие регионы как Ингушетия, Калмыкия, Чукотка и т.п. Механизмы злоупотреблений были настолько просты и очевидны, что ими не пользовался только ленивый. В результате наша страна получила рост преступности, огромные потери для бюджета и нулевой эффект в развитии отраслей и территорий. Предлагаемое налоговое стимулирование отдельных отраслей тоже не исключает возможности злоупотреблений и коррупции. Но возможности эти существенно сужаются. Согласитесь, легко отличить казино или универсам от швейной фабрики или типографии, которым государство предоставит налоговые льготы. Недостаточная продуманность налогового стимулирования в прошлом, не должна быть причиной отрицания полезности этого метода в принципе.

Еще одна причиной, не способствующей реализации методов налогового регулирования при управлении экономикой, являются многие объединения бизнеса (РСПП, «Деловая Россия» и др.). Они выражают интересы, являющиеся общими для всех предприятий, входящих в эти объединения. Их предложения по совершенствованию налоговой системы в большинстве случаев справедливы, но они, как правило, специфику отдельных отраслей не учитывают. Если руководство объединения предложит снизить налоги для предприятий одной отрасли, то представитель другой отрасли захочет сделать то же самое, так как налоги не нравятся никому.

Создание оптимальной системы налогообложения – одна из главных задач государства. Средства решения этой задачи общеизвестны: налоговое регулирование и совершенствование администрирования. Судя по тому, что темпы роста промышленного производства в России в течение ряда лет снижались (2003 г. – 8,9%, 2004 г. – 8,3%, 2005 г. – 4,0%, 2006 г. – 3,9%), указанные средства нами использованы не в полной мере.

Дело здесь не в высоких процентных ставках, а в нерациональном распределении налогового бремени и в недостатках налогового администрирования.

При выборе отраслей, для которых снижение ставок налогов целесообразно, могут быть предложены следующие критерии:

- существующая налоговая нагрузка сдерживает развитие отрасли;

- добавленная стоимость в отрасли обеспечивается в основном за счет труда;

- отрасль в перспективе может стать конкурентоспособной;

- получение эффекта не требует больших затрат;

- развитие отрасли способствует решению проблемы занятости населения в регионе.

В первую очередь указанным критериям соответствует легкая промышленность.

Легкая промышленность России сегодня – это крупный экономический комплекс, включающий около 14 тысяч предприятий и организаций, из которых 1437 крупных и средних. Все предприятия приватизированы. Общая численность занятых в отрасли свыше 550 тыс. человек, преимущественно женщин (80%). Рынок товаров легкой промышленности составляет 1,25 триллиона рублей. На долю отечественных производителей приходится 17,7 % (230 миллиардов рублей), официальный импорт составляет 240 миллиардов рублей, а остальные 780 миллиардов рублей (62,4%) - контрафактный и контрабандный товар. Доля легкой промышленности в объеме промышленной продукции Российской Федерации составляет около 1%. В 1990 году доля отрасли составляла 11,9%, и работало в ней около двух с половиной миллионов человек.

В первом полугодии 2006 года в легкой промышленности отмечен рост производства по сравнению с тем же периодом прошлого года на 11%, что соответствует уровню лучших отраслей.

Особенностью легкой промышленности является быстрая отдача вложенных средств. Их оборот в отрасли, несмотря на фактическое отсутствие оптовой торговли, происходит 2-4 раза в год. Каждые дополнительные 100 млн. рублей оборотных средств обеспечивают прирост объема производства за год на сумму 350 - 500 млн. рублей в зависимости от скорости оборота, что является очень выгодным. В легкой промышленности трудится самая бедная часть городского населения. В январе 2006 года средний уровень заработной платы в текстильной и швейной отраслях достиг 4054 рубля, что составляет 46 % от среднего уровня заработной платы в перерабатывающих отраслях промышленности, а в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви - 4584 рубля или 52 процента. Более низкую зарплату получают лишь работники сельского и лесного хозяйства.

Для швейной фабрики и для города, население которого на этой фабрике работает, освобождение, даже частичное, от налогов – это жизнь и развитие. Если снизить ставку каждого из налогов (ЕСН, НДС и Налога на прибыль), например, до 10%, то существенно вырастет зарплата на предприятии, и люди захотят там работать, появятся оборотные средства и предприятия смогут покупать новое оборудование и совершенствовать технологию, снизится себестоимость продукции, и она станет конкурентоспособной и т.д. Потери местных бюджетов и социальных фондов из-за недопоступления налогов должны быть возмещены из федерального бюджета или из фонда будущих поколений.

Вскоре каждый руководитель и бухгалтер при подготовке и сдаче налоговой отчетности должен будет учитывать, что у местной налоговой инспекции будут собственные ориентиры о величине зарплаты сотрудников на их предприятии.

Со слов генерального директора компании "Налоговая помощь" Сергея Шаповалова, работодателям, очевидно, таким образом решили объяснить, какой должна быть в компании "белая" зарплата, т.е. официально выплачиваемая заработная плата, с которой уплачены все налоги.

Если где-то зарплаты не совпадут с имеющимися у чиновников цифрами, то работодателям придется объяснять секреты "дешевого" найма персонала на специальных "зарплатных комиссиях", которые созданы во всех региональных УФНС. Состав у комиссий весьма внушительный - в них входят не только налоговики, но и представители исполнительной власти, сотрудники МВД, прокуратуры и миграционной службы.

Подсчет среднеотраслевых зарплат - нововведение в деятельности ФНС. Еще недавно на заседания "зарплатных комиссий" приглашались лишь руководители, которые показывали в отчетности совершенно нереальные оклады. Так, в прошлом году более 60 тысяч московских предприятий представили данные о том, что зарплата их сотрудников не превышает... 800 рублей. Не надо быть экспертом, чтобы понять: бухгалтерия ведет "черную кассу". В июле в "черном списке" Московского УФНС числились 25 717 компаний, которые декларировали зарплату ниже средней в отрасли. Из них в 10 877 организациях оплата труда не дотягивала до регионального прожиточного минимума.

Чтобы не попасть в список предприятий, практикующих "серые" заработки, еще недавно достаточно было повысить зарплаты до прожиточного минимума. Однако со временем налоговые инспекторы подняли планку. Теперь для расчета среднеотраслевой зарплаты они пользуются данными Росстата, госинспекции труда, Пенсионного фонда. Одним из весомых аргументом для налогового органа - справки о доходах физических лиц, которые по итогам года работодатели представляют в инспекцию. Если официальная зарплата работника в проверяемой компании оказывается в несколько раз ниже зарплаты на его прежнем месте работы, это сразу вызовет подозрения. Ставка делается и на самих работников, которые могут сообщить о нарушении своих прав по телефону доверия.

Тем не менее, процент руководителей, решивших после проникновенных бесед в налоговой инспекции исправить свои ошибки, достаточно высок. В Москве в 2006 году количество налогоплательщиков, у которых средняя заработная плата была меньше величины регионального прожиточного минимума, сократилось более чем в 5 раз, 25 тысяч работодателей повысили зарплату в два раза.

Не смотря на это, для многих предприятий официальная выплата полной зарплаты просто невозможна - упадет рентабельность, придется поднимать цены на продукцию. Для полного вывода зарплат из тени нужна программа на уровне государства, связанная с реформированием налоговой, таможенной, банковской и даже уголовной системы.


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Социально-экономическое состояние России: пути выхода из кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года




Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun