Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
вступительное тестирование
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец


Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

Захаров Д.Н.
Студент 3 курса Санкт-Петербургского государственного
университета экономики и финансов
Научный руководитель: д.э.н., профессор Захаров Н.Л.

Кросс-культурные конфликты западного руководства и российского персонала

В наши дни, в эпоху глобализации, существует множество транснациональных компаний действующих по всему миру. Само собой разумеется, что они функционируют и в России. Но многие из них сталкиваются с такой проблемой, как кросс-культурные противоречия. Что это такое? От чего они появляются? По данным социологических исследований кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС, 35,7% всех конфликтов в организации возникают между руководством и подчиненными, то есть следует рассмотреть именно их83.

Россия издавна находилась на стыке Европы и Азии, и поэтому ее культура уникальна, она многое переняла от запада и от востока, но при этом осталась отличной от обеих культур в целом. И именно из-за этого могут возникнуть проблемы взаимопонимания западного руководства и русского персонала, и сейчас известна пословица «Что немцу хорошо, то русскому смерть». Например, в одной компании директор (гражданин США) запретил делать сотрудницам комплименты, потому что это по его представления «сексуальное домогательство». Это привело к тому, что часть сотрудниц через некоторое время уволились, а оставшиеся стали работать хуже. Причина очень проста сотрудницы-Россиянки не могут работать без поощрения их внешности, так как привыкли к этому уже давно и простой комплимент их ободряет, поднимает настроение, а комплимент от начальства способен даже простимулировать труд, женщина чувствует, что ее ценят. Другой пример переноса западных ценностей на Российский персонал. Руководство гипермаркета «Мега» в Санкт-Петербурге ввело, казалось бы, обычное европейское правило: сотрудника организации, любого статуса, не должны были именовать по отчеству. Через некоторое время часть русского руководства компании ушла, а новоприбывшие на их посты долго не задерживались. Руководство ломало себе голову вопросом: Почему? А ответ был прост - любой уважающий себя русский руководитель не даст «обращаться к себе, как к мальчику», то есть без отчества. Весьма показательны данные социологических исследований об отношениях иностранцев к россиянам, например, по мнению иностранцев 9 из 10 их сотрудников непунктуальны, но при этом 9 из 11 способны выполнить задачу, даже если не хватает средств на ее выполнение84.

Вывод прост - проблема всех кросс-культурных противоречий заключается в попытках подавить нормами одной культуры нормы другой. Нельзя переносить западные нормы на русский персонал. Если задуматься в чем же основной принцип глобализации? Он в объединении разных наций, стран, открытого торгового пространства, но при этом с сохранением культурных ценностей каждой отдельной нации. Надо просто следовать этому методу и прежде, чем вводить любую инновацию задумываться, как отреагирует на нее персонал, и советоваться с русскими коллегами или специалистами.



83. Турчинов А.И., Магомедов К.О., Кононенко Т.А. Актуальные проблемы кадровой политики и управления персоналом. М.: РАГС, 2009. С. 21
84. Захаров Н.Л. Организационное поведение государственных служащих. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 100.

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Социально-экономическое состояние России: пути выхода из кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года