Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
вступительное тестирование
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

Климов Н.А.
студент 4 курса НОУ «Институт бизнеса и права»
Научный руководитель – к.э.н., профессор Кишев Ю.И.
Россия, Санкт-Петербург

Влияние кризисных условий на систему управления персоналом компаний

Как известно, экономический кризис таит в себе не только большие сложности и проблемы, но и возможности для компаний, которые сумеют вовремя предпринять необходимые меры, сориентироваться в ситуации, выйти на новый качественный уровень и применить новые подходы к сложившейся ситуации.

Кризис является таким моментом в экономике, когда потребители и рынок уже не могут функционировать по старому, а руководители компаний и предприниматели ещё не решили, как им функционировать по-новому.

Самое важное – это понять, что та система управления персоналом, которая стабильно функционировала в условиях развивающегося рынка, не сможет так же эффективно работать в условиях кризиса. Это результат того, что действующая система управления персоналом была создана в условиях стабильности и развития, когда доходы компании были постоянны, кредиты выдавались, производители производили, а покупатели – покупали.

В условиях кризиса ситуация меняется – потребители начинают экономить, банки ужесточают условия кредитования, а то и вовсе закрывают кредитные программы – все это негативно сказывается на деятельности большинства компаний. Снижаются и экономические показатели – рентабельность, оборот и т.д. Для многих компаний главной целью становится выживание.

В первую очередь, в такой ситуации, компания старается сократить собственные расходы. В подавляющем большинстве компаний затраты на персонал составляют значительную, если не главную статью издержек. Это вполне нормально в условиях стабильности, но с появлением кризиса затратная система перестает себя оправдывать и становится угрозой для нормального функционирования компании.

Система управления персоналом в условиях кризиса должна быть особенно рациональной, но прежде всего, она должна быть направлена на сохранение или повышение эффективности деятельности персонала, производительности его труда.

Желание сотрудников работать в большей степени определяется: привлекательностью компании, ее стабильностью; интересом сотрудников к выполняемым обязанностям; возможностям, которые предоставляет компания; уровнем заработной платы; социальным пакетом; отношением руководства к сотруднику; признанием заслуг сотрудника и т.д. Именно рядовые сотрудники страдают в первую очередь в условиях кризиса – массовые увольнения, снижения заработной платы, сокращения соц. пакетов и т.д. Все это крайне негативно сказывается на производительности труда.

Не менее важный фактор — гибкость системы управления персоналом. Насколько бы динамична ни была система управления персоналом компании в обычных условиях, в условиях кризиса гибкость и динамичность — главные требования к системе управления персоналом. Она должна позволять очень быстро перестраивать организационные структуры и проводить необходимые мероприятия, как высвобождая значительное количество персонала, так и быстро подбирая необходимый персонал, и, что не менее важно, очень быстро вводить его в строй.

Социально-организационные мероприятия, связанные с приемом, увольнением, направлением в вынужденные отпуска, перемещением значительного количества персонала должны выполняться в кратчайшие сроки – следовательно, система управления персоналом должна позволять делать это юридически безупречно, предлагая наиболее эффективные схемы и решения для оптимизации проведения данных мероприятий.

Очень часто, в условиях кризиса, компании стараются сократить именно расходы на персонал, как наибольшую часть издержек. К сожалению, не часто подобные сокращения происходят продуманно. Зачастую, руководители компании просто определяют процент персонала, который будет сокращен. Далее определяются подразделения, сотрудники которых будут уволены. Как правило, это - вспомогательные подразделения и те, которые наименее востребованы в условиях кризиса. В связи с этим под сокращения в первую очередь попадают специалисты по подбору персонала, обучению, рекламе и сотрудники, занимающиеся инвестиционными проектами.

Такие непродуманные сокращения часто приводят к неразберихе и путанице, так как сотрудники, отвечающие за часть работ, уволены, и никто не может определить, кто теперь должен выполнять их обязанности. Сотрудники, которым поручены новые работы, пока не имеют необходимых навыков и, соответственно, выполняют новые работы неохотно и не слишком качественно. При этом никто в компании до конца не понимает, что и как они будут делать в дальнейшем, при различных вариантах развития кризиса. В результате, вместо повышения эффективности и улучшения экономических показателей получают прямо противоположный эффект.

Прежде чем сокращать персонал, руководители компании должны выработать стратегию поведения компании в кризисной ситуации. Далее оптимизировать бизнес-процессы под новую модель и лишь после этого приступить к выработке новой организационной структуры. Затем необходимо рассчитать нагрузку на каждого сотрудника, а также определить его уровень квалификации и готовность взять на себя дополнительную нагрузку, а также возможность решения задач в условиях, когда кризис минует и потребуется резко наращивать мощности компании. Только после этого станет понятно, какие сотрудники, в каком количестве и в каком порядке должны быть уволены.

В условиях кризиса достаточно сильно изменяется система мотивации персонала. Если раньше она представляла собой продвижение по службе, денежные поощрения и получение различных привилегий, то в данной ситуации главным стимулом для сотрудника является возможность сохранить свое рабочее место, уровень заработной платы и социальный пакет.


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Социально-экономическое состояние России: пути выхода из кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года