Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
вступительное тестирование
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец

Булкина И.А.
Зав. кафедрой иностранных языков НОУ «Институт бизнеса и права», соискатель кафедры социологии и социальной билингвистики
НГУ им. Ярослава Мудрого
Научный руководитель: д.с.н., профессор Осипов А.М.

Социально-экономические противоречия медицинского труда

С позиции медицинской социологии проблематика медицинских работников как группы вписывается в представление о здравоохранении как социальной системе, в которой взаимодействуют социально-медицинские общности. Раскрытие совокупности этих общностей, их существенных свойств и характера их взаимодействий – предпосылка целостного изучения системы здравоохранения и понимания комплекса насущных социальных проблем медицинских работников.

Социологическое исследование медицинских работников как социальной группы в России находятся в своей начальной стадии, на которой важно выработать общие ориентиры. Принимая во внимание функциональную характеристику института здравоохранения в обществе, следует отметить, что медицинский работник оказывается в пересечении целого ряда социальных противоречий, обусловливающих его деятельность, социальное и профессиональное самочувствие.

Ведущим противоречием, отражающимся на профессиональной деятельности врача, по-видимому, является комплексное противоречие между тремя детерминантами: институциональными функциями здравоохранения, совокупностью социальных заказов к системе здравоохранения, публичными задачами учреждений здравоохранения. Это противоречие, имеющее глубокие социально-исторические корни, может обостряться в связи с ускорением процессов социальной дифференциации и дезинтеграции, значительным организационным усложнением системы здравоохранения.

Противоречия между системами формального и неформального здравоохранения. Первая система в лице учреждений, сосредоточенных на выполнении задач общей и специализированной медицинской помощи, по-видимому, не имеет перевеса над второй (традиционные модели поведения в сфере здоровья в семье, общественных местах, трудовых коллективах, в том числе транслируемые посредством СМИ, и др.) ни в физическом объеме времени воздействия на пациентов, ни в его разнообразии и интенсивности.

Система формального здравоохранения в современном обществе испытывает недостаток социальной системности. Она реализует в обществе частичную функцию, что проявляется в своеобразной эрозии целеполагания. Эта «эрозия» выражается в устоявшейся ориентации профессиональной медицины на лечение определенной болезни, в то время, как известно, что лечить следует целостного человека – субъекта, обладающего устойчивым образом жизни в своеобразной среде. В последнее время усиливается призыв обратить внимание медицины не только на больных, но и на здоровых людей, чтобы в большей степени предотвратить болезни и потери здоровья.

Другим проявлением частичной функции можно считать реальную зависимость здравоохранения от существующих моделей культуры. В зарубежных исследованиях с середины XX века в рамках теорий символического интеракционизма и социального конструктивизма разрабатывается понятие социальной конструкции лечения – присущей данному обществу относительно устойчивой модели организации медицинской помощи. Эта модель своеобразно, в рамках определенных культур, реализует стереотипы власти, достоинства, престижа, верований, безопасности и других ценностей в ситуации взаимодействия медицинского работника и пациента. Многообразие типов таких взаимодействий порождает определенный набор социальных конструкций (в гинекологии, стоматологии, паразитологии, травматологии и т. п.). Медицинские работники нередко ощущают социальную значимость подобных конструкций и свою зависимость от них, не могут «перешагнуть» через подобные конструкции или игнорировать их. Сама технология лечения часто оказывается детерминированной моделями субкультуры. Решение такой проблемы иногда находится в форме деперсонализации необходимых профессиональных манипуляций (в частности, затрагивающих некоторые органы тела). Впрочем, такую же зависимость ощущают и пациенты.

Следствием недостатка социальной системности можно считать сложившуюся модель деления здравоохранения на известный набор клинических (хирургия, терапия и т.п.) и вспомогательных специальностей (фармация, лабораторная диагностика, диетология и пр.) в соответствии с определенным (достигнутым на данном этапе медицинской науки и всего комплекса наук об обществе и человеке) пониманием симптоматики и классификации заболеваний. Здравоохранение не является в данном отношении исключением, подобное деление присуще и другим социальным институтам. В частности, в системе образования веками воспроизводится предметно-урочная практика. Хотя сегодня вряд ли кто-то из ее адептов может обосновать роль отдельных когнитивных комплексов в реализации институциональных функций образования, в значительной степени управление образованием ориентировано не на функциональную эффективность, а на воспроизводство урочной традиции и формальный, поверхностный контроль предметно-урочной организации обучения.

Отмеченные противоречия накладывают свой отпечаток на реальные образцы профессиональной культуры в медицине вообще и в ее специальных областях, воспроизводимые в новых поколениях этой крупной профессиональной группы. Учитывая авторитет и референтный характер медицинских работников в современном обществе, отмеченная проблема заслуживает дополнительного исследования, в том числе в целях совершенствования подготовки кадров здравоохранения.

Не всегда отчетливый характер профессиональной отдачи медицины (критерии эффективности лечения и здоровьесберегающей деятельности могут быть отложены во времени, трактоваться в рамках социального заказа) ведет к тому, что в общественном мнении на систему здравоохранения и на медицинских работников как социальную группу возлагается главная ответственность за неудовлетворительное состояние общественного здоровья или заболеваемость населения.

Значительные расхождения между объемом моральной и юридической ответственности, налагаемой обществом на медицинских работников, с одной стороны, и, с другой стороны, низкой оплатой труда, оказывающейся недостаточной для полноценного социального и культурного воспроизводства профессиональной группы.

Данное противоречие свойственно не только современной российской системе здравоохранения, но и многим другим. Российское государство, приняв на себя гуманитарную ответственность за охрану здоровья населения и поддержание общественной системы здравоохранения, оказывается до последнего времени не в состоянии обеспечить в полном масштабе такое вознаграждение труда, которое вывело бы медицинских работников и их семьи на уровень устойчивого удовлетворения развитых материальных и духовных потребностей. В условиях господства экономократизма сохранение и воспроизводство потенциала общественного здоровья пока не входит, вопреки декларациям, в число приоритетов правящих экономических и политических элит, и, как следствие, система здравоохранения финансируется по остаточному принципу.

Противоречие между явными функциями здравоохранения в качестве социального института и его латентными функциями, на повсеместное существование которого в институциональных практиках обратил внимание еще Р.Мертон и которое в здравоохранении проявляется в принципе «побочного эффекта». Этот эффект выходит за рамки разнообразных побочных эффектов клинической работы. Само обращение пациента в медицинское учреждение может сопровождаться повышением риска заболевания (попадания в среду с повышенной концентрацией заболеваний), и речь не обязательно идет о риске инфицирования от других пациентов. Даже временное (тем более – длительное) пребывание в такой среде больных (особенно «тяжелых») может вызывать патогенные психические состояния.

Отмеченные особенности социальной природы медицинского труда могут дать полезные ориентиры в медико-социологических исследованиях, а также некоторые гипотезы для развития концепции здравоохранения как социальной системы.

Важной, сравнительно новой научно-практической проблемой медико-социологического анализа является выгорание персонала системы здравоохранения. Обследованиями медработников в разных странах установлено, что до трети медперсонала в случае повторного выбора ими профессии не выбрали бы этот путь. В части медицинского персонала (в разных трудовых коллективах и разных социумах с разной силой) отмечается ощущение собственной отчужденности от своей работы, от своих пациентов и от коллег. Чувство отчужденности сопровождается убежденностью работников в том, что в больнице и внебольничном пространстве, в целом среди общественности господствует мнение о бесполезности их усилий. Профессиональные стрессы, связанные с низкими заработками или претензиями общества к системе здравоохранении, с массовостью здоровьеразрушающих практик, с ухудшающимися показателями общественного здоровья и заболеваемости в совокупности приводят к подавленному моральному состоянию части медперсонала, к усугублению «выгорания».

«Выгорание» медицинских работников является следствием профессионального стресса, систематически порождаемого организацией и структурой системы здравоохранения. Привносимые реформами здравоохранения изменения в условиях работы медперсонала усиливают производственные стрессы, даже притом, что эти реформы обычно нацелены на усиление участия медицинских работников в выработке решений. Такая сравнительно более сильная их власть в процессах выработки решений сочетается с ожиданием их более высокой ответственности за результативность лечебной деятельности, что в целом совпадает с задачами управления здравоохранением.

Организационные изменения, ведущие к автономии работников и их поощрению со стороны администраторов, оказываются эффективными для снижения уровней выгорания. Если выгорание является структурной и организационной проблемой, то психологические подходы к ее преодолению, сосредоточенные на обучении индивидов навыкам преодоления, не будут эффективными в крупных урбанизированных сообществах, где работают тысячи медицинских работников, в сравнении с организационными изменениями в виде обучения нескольких десятков или сотен администраторов лечебно-профилактических учреждений более совершенным навыкам управления.

Оценка масштабов проблемы выгорания среди медицинского персонала оказывается затрудненной. Отчасти это связано с разногласиями по поводу ее концептуализации и измерения, а также ограниченности доступных выборок, из анализа которых могла бы вытекать общая оценка. В среде работников умственного труда выгорание реже захватывает специалистов технической сферы и чаще - гуманитарной, а внутри нее – учителей и персонал социальных служб. В сравнении с персоналом социальных служб медицинский персонал вдвое реже считает свою работу главным источником стрессов в своей жизни (38% в сравнении с 79% представителей других групп специалистов). Причем, результаты международных исследований подтверждают такую тенденцию.

Психологическая литература о феномене выгорания свидетельствует, что данное нарушение чаще встречается у индивидов с низкой толерантностью к стрессам. Часто подвержены выгоранию индивиды, характеризующиеся психологической негибкостью, жестким и догматическим мышлением, а также внешними источниками контроля (верящие в то, что их жизненный путь определяется судьбой, удачей или другими влиятельными людьми). С социологической точки зрения выгорание ассоциируется со структурными и организационными факторами, в их числе - недостаточность опыта (выгорание чаще происходит среди начинающих представителей среднего медперсонала и врачей), а также ситуации расовой, классовой и культурной изоляции (в которых у медперсонала оказывается мало общего с основной массой пациентов в конкретных медицинских учреждениях). Реже переживают выгорание те врачи, к которым руководители медучреждений относятся как ценным работникам и коллегам и вовлекают в планирование и выработку решений, о ком руководители проявляют заботу как о личностях и профессионалах. «Защита» от выгорания «срабатывает» даже при высоких уровнях стрессов. Поддержка со стороны руководителя оказывается в этом плане столь же существенной, как и высокие уровни взаимной поддержки врачей и медперсонала.

Обозначенные выше социальные противоречия труда в здравоохранении заслуживают внимания в комплексном изучении проблем социального управления медицинской отраслью и подготовки кадров.


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Социально-экономическое состояние России: пути выхода из кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года




Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun