Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
вступительное тестирование
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

Лисицын П.П., Жуковская Ю.О.
Аспиранты факультета социологии СПБГУ.
Научный руководитель – д.с.н., профессор Резаев А.В.

Концепция Абрахама Маслоу. Ее применение к анализу социальной адаптации

На протяжении всей первой части работы - теоретической части - говорилось о важности критерия «цель» для определения процесса социальной адаптации. Цель мигранта в принимающем сообществе диктует мотивационные предпосылки для процесса социальной адаптации, так как для достижения различных целей и, следовательно, выполнения задач, которые поставил перед собой мигрант, требуется разный уровень социальной адаптации.

В научной литературе существует мнение о том, что «миграция относится к потребностям, обеспечивающим удовлетворение фундаментальных потребностей»113, потребностям, описанным в теории А. Маслоу. В данной работе для описания мотивации мигранта к потребности в социальной адаптации используется теория психолога А.Маслоу, так как социальная адаптация является средством удовлетворения фундаментальных потребностей.

Этот параграф работы посвящен представлению теории «Пирамида потребностей», в применении к изучению социальной адаптации.

Теория пирамиды потребностей Абрахама Харальда Маслоу относится к общефилософской теории гуманистических взглядов, рассматривающих людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, который ограничен только физическими или социальными воздействиями. В данной работе трудовой мигрант рассматривается как добровольный участник миграционных процессов, чье перемещение в пространстве ограничено или, другими словами, проходит в рамках формальных и неформальных институтов, таких как: нормы международного права, родственные отношения и т.д.

Гуманистическая психология своими корнями уходит в экзистенциональную философию, которая отвергает положение, что человек является продуктом либо наследственных факторов, либо влияния окружающей следы. Экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что каждый из людей ответственен за то, кем он становится. Следовательно, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает модель ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей. Основная концепция этого направления - это концепция становления114. В соответствии с ней, человек всегда находится в процессе становления. Важным для этой работы является, то, что под процессом становления понимается не становление биологических потребностей, а развитие социальности личности.

А. Маслоу считает, что человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь организм115.

Основное место в концепции А. Маслоу занимает вопрос о мотивации. Он говорит, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. А. Маслоу описывает человека, как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного удовлетворения. Важной является шкала потребностей, по которой происходит развитие в мотивации человека. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилие человека. Этим объясняется часто встречающаяся перемена цели у мигранта. Если изначально трудовой мигрант приезжал на новое место жительства с целью экономической выгоды, в которую включалась задача возвращения на родину, то в случае успеха в удовлетворении экономической потребности, временная составляющая его цели могла поменяться, для удовлетворения новых потребностей.

В основе схемы иерархии потребностей лежит правило, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть удовлетворены для того, чтобы человек мог удовлетворять другие потребности, расположенные наверху.

Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей. Но в случае, если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.

Потребности, лежащие на первом уровне иерархии, - физиологические потребности. Они непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными.

На втором уровне иерархии лежат потребности в безопасности: потребность в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от угроз. Стремление к работе со стабильным заработком, страховке, социальным гарантиям тоже рассматриваются как желания, мотивированные поисками безопасности.

На третьем уровне находятся потребности в отношении привязанности, принадлежности к тому кругу, в котором существует человек.

Трудовые мигранты, как показывают исследования, проводимые по этой теме, большей частью мотивированы на удовлетворение второго уровня в иерархии потребностей. Без определенного удовлетворения этих потребностей они не могут увеличить мотивацию потребностей третьего уровня, которые определяют потребность в более глубокой социальной адаптации. Чем выше уровень социальной адаптации, тем выше по иерархии А. Маслоу задействованы мотивационные потребности и наоборот. Частичное удовлетворение потребностей берут на себя неформальные институты, проводником которых является для трудовых мигрантов объединение земляков. Это помогает мигранту существовать первое время своего пребывания на новом месте. Но чем выше удовлетворенность потребностей первых уровней мотивации, тем выше мотивация в удовлетворении потребностей более высокого уровня. В этом случае объединение земляков не может удовлетворить возросшие потребности, что ведет к мотивации для социальной адаптации мигранта.

Следующий уровень потребностей – это потребности в уважении. А. Маслоу разделил их на два вида: 1 – потребность в самоуважении, 2 – потребность в уважении другими, куда включаются: престиж, признание, репутация, статус.

Высшая потребность, по мнению А.Маслоу, – это самоактуализация, т.е. потребность человека добиваться полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности116.



113. Петров В.Н., Донцова М.В., Нос Н.М. Этнические мигранты в принимающем обществе. Ч.1. Методология и теория исследований толерантности и мигрантофобии. Краснодар; 2005. Стр 16
114. См. Маслоу Г. А. Мотивация и личность. СПб., 1999.
115. См. Маслоу Г. А. Мотивация и личность. СПб., 1999. С.77 - 90
116. См. Маслоу Г. А. Мотивация и личность. СПб., 1999. С.77 - 90

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Социально-экономическое состояние России: пути выхода из кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года