Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
вступительное тестирование
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

Матвейчев С.В.
Адвокат Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов,
Россия, Санкт-Петербург

Освоение месторождений континентального шельфа России как средство обеспечения экономической безопасности российского государства

Рассмотрение темы настоящей статьи целесообразно начать с краткого анализа Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента №24 от 10 января 2000 года, поскольку в данном документе определены важнейшие направления государственной политики Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности117.

Концепция национальной безопасности Р.Ф. позволяет утверждать, что обеспечение безопасности многонационального народа России, как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации, является приоритетной сферой деятельности российского государства.

На мой взгляд, руководство нашей страны, в решении вопросов обеспечения национальной безопасности, вполне обоснованно, главное внимание уделяет государственной деятельности, направленной на выявление и противодействие угрозам в экономической сфере, поскольку, неудовлетворительное состояние мировой и российской экономики создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.

Концепция национальной безопасности Р.Ф. указывает на то, что в сфере экономики угрозы имеют сложный, комплексный характер, и обусловлены, прежде всего:

- существенным сокращением внутреннего валового продукта;

- снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала;

- стагнацией аграрного сектора;

- разбалансированием банковской системы;

- ростом внешнего и внутреннего государственного долга;

- тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющей.

Сегодня события мировой экономики, именуемые «мировым экономическим кризисом», подтверждают выводы российского руководства о том, что вышеуказанные экономические факторы могут представлять существенную угрозу не только нормальному функционированию экономической системы государства, но и национальной безопасности в целом.

Учитывая тему настоящей статьи, разумно рассмотреть вопрос о существующей в российской экономике тенденции к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющей.

Данные Федеральной службы государственной статистики Р.Ф. говорят о том, что вышеуказанная тенденция существует. Экспортные поставки энергоносителей за последние десять лет неизменно составляли существенную часть общей структуры российских экспортных поставок, при этом инвестиции в основной капитал нефтедобывающей отрасли были незначительными по отношению к общему объёму инвестиций, осуществлённых в данный период. Подобные реалии российской экономики усугубляются не только тем, что топливно-сырьевые ресурсы страны являются невосполнимыми, но и негативными факторами современного рынка нефти и нефтепродуктов118.

8 июня 2007 года Секретарь Совета Безопасности Р.Ф. Иванов И.С., участвуя в Интернет-конференции, информировал российскую общественность о том, что по оценкам специалистов, без интенсивной геологоразведки природных ресурсов основные виды сырья могут иссякнуть уже через 10-15 лет. В связи с этим Правительством Российской Федерации была принята долгосрочная государственная программа изучения и воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов до 2020 года, основная цель которой заключается в сбалансированном и рачительном использовании богатств российских недр. Так, в 2006 году в геологоразведочные работы государством вложено свыше 103 млрд. руб., при этом из федерального бюджета - 16 млрд. руб., из средств бюджетов субъектов Федерации - 1,2 млрд. руб., из внебюджетных источников (собственных и заемных средств недропользователей) – 86 млрд. руб. Эти средства позволили лучше изучить геолого-геофизические свойства значительной территории России, Арктики и Антарктики, выявить 63 перспективные площади залегания полезных ископаемых, но данных финансовых затрат явно недостаточно для полноценного развития сырьевой базы страны.

В связи с этим государство отдает приоритет поиску тех минерально-сырьевых ресурсов, за счет которых страна пополняет бюджет. В 2007 г. при увеличении государственного финансирования геологоразведочных работ на 21% (до 19,8 млрд. руб.) средства будут направляться, в первую очередь, на поиски углеводородов – до 9,4 млрд. руб., в том числе на шельфе – 1,2 млрд. руб. Запасы действующих высокопродуктивных углеводородных провинций сегодня выработаны более чем на 50%. Половина новых и действующих месторождений в России - с трудно извлекаемыми запасами. Если прогнозные ресурсы не станут реальными месторождениями, то уже к 2020 г. запасы нефти могут быть выработаны более чем на 70%, а к 2030 г. – на 90%, и добыча нефти снизится до 120 млн. тонн в год.

В связи с этим, Президентом Российской Федерации приняты соответствующие решения по эффективному освоению континентального шельфа России, в частности, по завершению разработки и принятию таких важных документов, как Основы государственной политики в сфере изучения и освоения нефтегазового потенциала шельфа Российской Федерации, Государственная программа создания технических средств, обеспечивающих эффективное изучение и освоение морских нефтегазовых месторождений, Комплексная система безопасности освоения минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа, а также по формированию федерального фонда резервных месторождений углеводородов на континентальном шельфе119.

Понимание мировым сообществом геополитических, экономических перспектив использования ресурсов континентального шельфа привело к правовому оформлению его юридического статуса. Так, ст.76 Конвенции ООН по морскому праву (Монтего-Бей, 10 декабря 1982 года) закрепляет правовое определение континентального шельфа, а именно: «Континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние». В соответствие с положениями ст.77 Конвенции ООН по морскому праву закрепляет права прибрежного государства на континентальный шельф, а именно: «Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях его разведки и разработки его природных ресурсов»120.

Российская Федерация, реализуя суверенные права над континентальным шельфом страны, закрепила основные правомочия государства в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года №189 –ФЗ « О континентальном шельфе Российской Федерации». В соответствие положениями вышеуказанного Федерального закона Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет:

- суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его ресурсов;

- исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;

- исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений;

- юрисдикцию в отношении морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды, прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации.

Следует отметить тот факт, что в современных экономических условиях, установленные мировым сообществом правовые основы статуса континентального шельфа прибрежного государства не способны полностью исключить территориальные споры между странами. В качестве примера следует упомянуть Решение Международного суда ООН в Гааге по спору между Румынией и Украиной о статусе острова Змеиный, вынесенное судом 3 февраля 2009 года. Валентин Жаронкин в статье «Ящик Пандоры на Змеином острове сокровищ» приходит к справедливому выводу о том, что Решение Международного суда ООН об отторжении от Украины в пользу Румынии континентального шельфа у острова Змеиный – очень опасный прецедент. Автор статьи указывает: «Когда в 2001 году плавучая бурильная установка «Черноморнефтегаза» в 40 км к югу от острова обнаружила значительные запасы углеводородов, политический вопрос о принадлежности Змеиного вместе с прилегающим к нему шельфом наполнился ещё и экономическим содержанием. Это месторождение, получившее название «Олимпийское», находится на вполне доступной глубине 250 м, его объёмы оцениваются приблизительно в 10 млн. тонн нефти и 70 млрд. кубометров газа. По новым границам ориентировочно 70%-90% территории месторождения «Олимпийского» переходит к Румынии»121. Этот пример не только подтверждает вывод об исключительной важности ресурсов континентального шельфа для экономики любого прибрежного государства, но и подтверждает факт непрекращающейся борьбы стран за благоприятные условия экономического развития. Было бы неверно утверждать, что интерес к ресурсам континентального шельфа проявляется исключительно на государственном уровне, и на уровне межгосударственных отношений. Крупные мировые нефтедобывающие компании уделяют большое внимание вопросам освоения месторождений континентального шельфа.

В этой связи, показательным примером является участие вице-президента компании Shell Константина Панина в парламентских слушаниях в Госдуме РФ. По словам господина Панина, создание благоприятного правового и налогового режимов по освоению континентального шельфа должно стать одним из основных приоритетов деятельности по улучшению законодательного регулирования в РФ. Он напомнил, что Shell имеет значительный опыт разработки месторождений на континентальном шельфе Аляски. В этом регионе действуют особые условия налогообложения добывающих компаний, элементы которого могут быть применены в российском законодательстве122.

Трудно спорить с подобными утверждениями, поскольку, действительно российское законодательное регулирование вопросов освоения континентального шельфа нуждается в улучшении. При этом важно понять, с какой целью правовой и налоговый режим освоения континентального шельфа должен быть благоприятным. Не исключаю того обстоятельства, что цели и задачи мировых нефтедобывающих компаний в сфере освоения континентального шельфа России могут не совпадать с целями и задачами российского государства.

Мне представляется важным в деле совершенствования законодательства, регулирующего порядок освоения ресурсов континентального шельфа России использовать инструменты правового и экономического регулирования сочетающие, как интересы хозяйствующего субъекта, так и государственные интересы, включая обеспечение национальной безопасности.

Сегодня государство продолжает вкладывать средства в геологоразведку и освоение месторождений континентального шельфа России.

2 апреля 2009 года в Федеральном агентстве по недропользованию прошло заседание Коллегии Роснедр, в ходе которого руководитель Роснедр А.А. Ледовских отметил, что суммарные затраты на проведение геологоразведочных работ в 2008 году за счет всех источников финансирования составили 222 711,6 млн. рублей, в том числе: 21 975,1 млн. рублей из средств федерального бюджета; 3 637,9 млн. рублей из средств бюджетов субъектов Российской Федерации; 197 098,6 млн. рублей из внебюджетных источников (собственных или заемных средств недропользователей).

Практически половина (46%) всех затрат федерального бюджета в минувшем году была направлена на проведение работ, на углеводородное сырье – 10 121,6 млн. рублей.

Как сообщил А.А.Ледовских, в минувшем году, в ходе проведения Российских Антарктических экспедиций, были получены важные для обеспечения геополитических интересов России геологические результаты. Завершен цикл исследований по геолого-геофизическому обоснованию внешней границы континентального шельфа123.

Вышеприведённые данные позволяют судить о том, что российское государство уделяет внимание вопросам освоения континентального шельфа, при этом усилия государства в этой сфере сложно признать достаточными для эффективного обеспечения экономической безопасности российского государства.



117. См.: Официальный сайт Президента Российской Федерации, www.kremlin.ru
118. См.: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, www.gks.ru
119. См.: Официальный сайт Совета Безопасности Российской Федерации, www.scrf.gov.ru
120. См.: Официальный сайт Президента Российской Федерации, www.kremlin.ru
121. См.: Жаронкин Валентин Ящик Пандоры на Змеином острове сокровищ – Статья, Еженедельный журнал «Профиль», №07/2 марта 2009 года, Учредитель и издатель ООО «Издательский дом Родионова»
122. См.: Официальный сайт Ассоциации экспертов нефтяной и газовой промышленности, www.neftegazexpert.ru
123. См.: Официальный сайт Федерального агентства по недропользованию, www.rosnedra.com

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Социально-экономическое состояние России: пути выхода из кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года