Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
вступительное тестирование
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

Поляков В.В.
Студент 2 курса НОУ «Институт бизнеса и права»
Научный руководитель – д.э.н., профессор Козлов А.В.
Россия, Санкт-Петербург

Социальная ориентация современного бизнеса

Важнейшим признаком цивилизованности современного бизнеса выступает его социальная ориентированность. В широком понимании социальные ориентации – это проявляемое в предпринимательской деятельности постоянного стремления приносить пользу не одному себе, но и наемным работникам, способствовать решению текущих и перспективных задач, которые стоят перед российским обществом, иначе говоря, обеспечивать гармоничное сочетание собственных интересов с общественной полезностью.

В развитых странах вопрос о социальной ориентированности перерос в вопрос социальной ответственности предпринимателей и менеджеров. Социальная ответственность не может более основываться на предположении о том, что личные интересы ведут к общественному благу и что личные интересы и общее благо могут рассматриваться независимо и не имеют никакого отношения друг к другу. Напротив, она требует от предпринимателя взятия на себя обязательств перед обществом и подчинение своих действий этическим стандартам.

Каковы же основные направления социальной ответственности современных предпринимателей?

1. Предприятие вносит свой полезный вклад в жизнь граждан производимой и предлагаемой потребителям продукцией, способствуя повышению качества жизни, благосостояния и развитию. Этот вклад социально полезен, если выпускаемая продукция качественна и отвечает стандартам рынка.

2. Социальная ответственность перед потребителями включает: психологически культурное и этическое обслуживание, честное информирование покупателей об особенностях товара и предложений, безопасность и долговременность товара, предпродажное послепродажное обслуживание, вежливую и немедленную реакцию на претензии, гарантийный ремонт или замену, долгосрочное удовлетворение потребностей покупателей, честную рекламу и т.д.

3. Очевиден и значителен социальный вклад в удовлетворение интересов и потребностей персонала: предоставление возможности трудиться и гарантий занятости; справедливое вознаграждение за труд, социальная поддержка при трудностях, обеспечение достойных условий труда, соблюдение трудового законодательства, создание в организации демократической культуры работы и др.

4. Важен вклад предпринимательства и менеджмента в создание здорового морально – психологического климата в коллективе и на рынке в целом. Такой вклад высоко ценим потому, что он в большой степени не регламентирован законами, но достигается проявлением цивилизованности, культуры, духовности и интеллектуальности личности предпринимателя и менеджера, вызывающих уважение у людей и желание ответить тем же.

5. С глобализацией экономических связей приобрело социальное и экономическое значение завоевание на международном рынке доверия и престижа. Интеграция с международной практикой предпринимательства требует строгого соблюдения правил международной торговли и поведения предпринимателей, проявления внимания к запросам международных потребителей и торговых партнеров, соблюдения договоров, недопущение обмана.

Принятый в 1973 году в г. Давосе «Манифест о моральном кодексе менеджера»124 содержит, например, такие важные для исполнения положения:

• «Профессиональной задачей руководства предприятия является служение заказчикам, сотрудникам, инвесторам и обществу»;

• «Руководство предприятия должно служить заказчикам, стремиться как можно лучше удовлетворять потребности покупателей, а так же к добросовестной конкуренции между предприятиями, которая обеспечивает соразмерные цены, высокое качество и разнообразие продуктов»;

• «Руководство предприятия должно служить сотрудникам, поскольку работающие в свободном обществе только тогда поддерживают руководство, когда оно со своей стороны учитывает их интересы. Руководство должно стремиться к обеспечению рабочих мест, повышению реального дохода и гуманизации труда».

Ошибки и недобросовестность отдельных представителей нашего бизнеса ложатся пятном на всё российское предпринимательство, порождают снисходительное, пренебрежительное и подозрительное отношение к нему.

Все социальные ориентации - пустой звук для тех предпринимателей и менеджеров, сознание которых затуманено единственной целью – погоней за максимальной прибылью и которым нет дела ни до чего другого. Цивилизованное предпринимательство может быть плодом лишь цивилизованных людей – развитых личностей. Социальная ответственность предполагает нечто большее, чем трату небольшого количества времени и денег на дела общества. Это особый склад ума, образ мышления, который должен быть принят предпринимателями как непременная и естественная часть их профессионального мировоззрения.



124. Мескон М.Х, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.,1992.


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Социально-экономическое состояние России: пути выхода из кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года