Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
вступительное тестирование
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

Рыжов Р.О.
Старший преподаватель кафедры социологии ИБП, соискатель
Научный руководитель: д.с.н., профессор Тумалев В.В.

Социально-экономические проблемы реинтеграции и ресоциализации бездомных. (Социологический анализ по материалам межрегионального исследования).

Социально-экономические последствия бездомности, рассматриваемые на индивидуальном уровне, применительно к бездомным, выражаются, прежде всего, в отсутствии или крайнем затруднении условий доступа бездомных граждан к экономическим ресурсам общества. Во-первых, оказывается невозможным или крайне затрудненным трудоустройство бездомных граждан, тем более по имеющимся у них профессиональным специальностям и квалификациям. Во-вторых, в связи с рядом правовых и социально-психологических обстоятельств бездомные подчас лишены возможности получения гарантированных для граждан социально-экономических благ (в т. ч. тратить имеющиеся денежные средства).

Бедственное экономическое положение значительной, если не большей части бездомных является прямым следствием их дискриминированного правового положения. В действующем законодательстве, регулирующем порядок реализации гражданами экономических прав, отсутствует определение механизмов, релевантных особенностям бездомных как крупной категории населения.

Определенные законодательством механизмы реализации прав и свобод граждан, в том числе экономических, самым тесным образом связаны с системой регистрации граждан по месту жительства. Эта система, в свою очередь, не предусматривает адекватных и эффективных форм регистрации, в частности, не связанных с наличием у гражданина прав на жилые помещения. Законодательство, регулирующее порядок реализации прав и свобод гражданами, не учитывает особенности категории взрослого населения, которая может не вписываться в существующую регистрационную систему125.

Исключение большинства бездомных из сферы профессионально-трудовой деятельности проявляется в принципиальной невозможности их легального трудоустройства и, соответственно, в структуре источников средств существования.

Наличие у бездомных постоянной официальной работы является крайне редким. Ею обладают менее 3% в опрошенном массиве. Такая работа есть лишь у тех бездомных, которые, скорее всего, имели ее на момент утраты регистрации по месту жительства и не прекратили трудовых отношений со своим прежним работодателем.

Официальное трудоустройство бездомного на работу является исключительно редким. Оно возможно лишь при сохранении у бездомного гражданина свидетельства государственного пенсионного страхования и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (как правило, полученных гражданином еще до утраты регистрации) и при условии, что в паспорт не внесена запись о снятии с регистрации. В таких случаях работодатель воспринимает работника как обычного человека, и не как «бомжа», благодаря чему лишь и становится возможным трудоустройство бездомного гражданина.

Постоянная неофициальная работа, о наличии которой сообщил почти каждый седьмой бездомный респондент, как можно предположить, сопровождается различными нарушениями законодательства, начиная от условий приема на работу и техники безопасности труда, и заканчивая осуществлением причитающихся работнику выплат.

Различия по полу проявляются в том, что женщины вдвое реже имеют временные (случайные) приработки и в полтора раза реже - неофициальную работу, для них получаемые пенсии или пособия и помощь от родственников являются основным источником средств существования почти втрое чаще.

Многие бездомные вынуждены сочетать разные источники средств существования: прирабатывать (с целью получения денежного дохода), собирать пригодные для употребления вещи (от родственников и знакомых, через социальные учреждения и благотворительные организации), пользоваться бесплатными возможностями лечения или отдыха для себя или детей. Но в этом сочетании проявляется специфика, связанная с неодинаковым социально-экономическим положением разных категорий бездомных. Почти половина бездомных, живущих за счет временных приработков, занята также постоянно сбором и сдачей вторсырья (45,4%). Гораздо реже наличие приработков сочетается со сбором милостыни (5,6%).

Каждый четвертый респондент, имеющий постоянную официальную работу, сослался на наличие дополнительно неофициальной работы и временных приработков.

Постоянная неофициальная занятость бездомных сочетается в каждом пятом случае с временными приработками и изредка – со сбором и сдачей вторсырья (6,3%).

Среди бездомных, получающих пенсии, 22% заняты также сбором и сдачей вторсырья и почти 7% - сбором милостыни. Следует отметить, что пенсии и пособия, даже в пенсионном возрасте, оказываются доступными в целом лишь примерно трети бездомных. Среди женщин при достижении пенсионного возраста (55 лет) пенсии получают лишь 5 из 13 (38%), среди мужчин - около четверти (6 из 23 чел., то есть, 26%). Правда, в более старшей возрастной категории доля получающих пенсии среди женщин все же увеличивается, а среди мужчин остается на отмеченном ранее низком уровне.

Наличие документов, удостоверяющих личность, в первую очередь – паспорта гражданина РФ, статистически в значительной степени (с 4,2% до 20,9%) расширяет базу получателей государственных пенсий и пособий, увеличивает шансы получения бездомными постоянной официальной (и неофициальной) работы, вдвое сокращает долю живущих преимущественно за счет милостыни.

Обладание документами, необходимыми для трудоустройства, является в целом нетипичным для большинства бездомных. Но как все-таки ведут себя бездомные в тех редких случаях, когда обладают подобными документами?

Для ответа на этот вопрос в обследованном массиве бездомных трудоспособного возраста, не имеющих инвалидности, был выделен подмассив респондентов, обладающих одновременно и паспортами граждан РФ и Свидетельствами государственного пенсионного страхования (то есть, тем набором документов, который минимально требуется при официальном трудоустройстве). В этом подмассиве, насчитывающем 22 человека, лишь четверо респондентов (18%) вынуждены заниматься сбором милостыни, для остальных основными источниками средств существования являются постоянная официальная работа (27%), постоянная неофициальная работа (14%), временные приработки (32%), сбор и сдача вторсырья (32%). Наличие стабильного заработка напрямую связано с возможностями найма жилья, качественного питания, и поддержания нормального гигиенического состояния и внешнего облика человека.

Это убедительно доказывает то, что большинство бездомных трудоспособного возраста, при условии обладания требуемыми при трудоустройстве документами, ведут трудовой, а не паразитический образ жизни. Значит, решительное изменение практики регистрации и обеспечения бездомных граждан документами служит одним из главных условий мобилизации их собственных личностных и физических сил в процессе выхода из тяжелого социального положения.

Официальное трудоустройство, будучи среди бездомных граждан в целом очень редким, в большей мере характерно для обладателей высоких квалификаций в промышленных, технических специальностях (сварщики, электрики, специалисты радиоэлектроники).

Что касается постоянного неофициального трудоустройства, то оно в условиях современного российского рынка труда более характерно для вспомогательных (обслуживающих) сегментов экономики. А потому неофициальная работа, которой заняты около 13,6% респондентов, оказывается чаще доступной для тех бездомных, чьи профессиональное прошлое было связано не только с высокими квалификациями, но также с «разнорабочими», сервисными, техническими и гуманитарными специальностями.

Временные приработки как источник средств существования части бездомных охватывают самые низко-престижные, неквалифицированные, низкооплачиваемые и эпизодические виды труда. Но и этот нерегулярный источник, в силу ограниченности его объемов в реальной экономике, не может удовлетворить потребности всех бездомных, насчитывающих миллионы людей в масштабе страны. Тем не менее, в подобные виды занятости ради своего выживания вынуждены включаться около 43% бездомных. Данный сегмент занятости, как можно предположить, всецело относится к теневой экономике, а потому исполнители приработков в нем оказываются поставленными в абсолютно бесправное, ущемленное положение перед лицом теневых работодателей. Исполнение бездомными любых видов неофициальной работы и временных приработков осуществляется вне всяких социальных гарантий и охраны труда работников, а потому неизбежно связано с их высоким потенциальным и реальным производственным травматизмом.

Бездомность сочетается с застойной безработицей. Поэтому не удивительно, что стаж бездомности в обследованном массиве бездомных респондентов не оказывает статистически значимого влияния на структуру источников средств существования.

Для трудоспособной части бездомных преодоление бездомности неразрывно связано с обретением надежного трудоустройства, дающего основу и для нормального социального существования и для содержания жилища. Обладание многих бездомных определенными профессиональными квалификациями до попадания в положение бездомности - одна из предпосылок решения на индивидуальном уровне проблемы бездомности, и учет этих квалификаций необходим в разработке и осуществлении программ реинтеграции и ресоциализации бездомных.



125. Экономическое законодательство России в некоторых случаях принимает во внимание особенности даже более малочисленных, чем бездомные, групп населения (например, малочисленных народов, беженцы и т. п.), и защищает их интересы.


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Социально-экономическое состояние России: пути выхода из кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года