Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
вступительное тестирование
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

Боровков М.И.
Д.ф.н., профессор, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова
Россия, Санкт-Петербург

Философия и мировоззрение в гуманитарной культуре

Гуманитарная культура выступает одним из элементов и признаков духовной культуры личности, социальных общностей, всего общества. Она во многом определяет внутреннюю мотивацию социальной активности людей. Поэтому особенно важным является ее анализ в соотношении с сознанием, мировоззрением и социальными качествами субъектов. В головах индивидов гуманитарная культура не может существовать иначе, как закрепляясь в элементах их духовного мира.

Она выступает вполне конкретной характеристикой содержания сознания, особенностей и направленности мировоззрения, гуманистической деятельности социальных качеств личности. Можно сказать, что гуманитарная культура выражает качество социализации духовного мира человека, оцененной через гуманизм и миролюбие, сопереживание и сочувствие, справедливость и законность, через другие ценности духовного порядка.

Наиболее активным элементом духовного мира людей выступает мировоззрение. Оно формирует внутреннюю мотивацию социальной активности человека с учетом конкретной практической обстановки и социальных качеств индивида. Мировоззрение – это и стержень духовной культуры личности. Конечно, человек может поступать сообразно ситуации или под влиянием аффектов. Но такая активность нетипична для него. Основную часть своих поступков и действий человек осмысливает и оценивает. В этих процессах мировоззрению принадлежит решающая роль.

Мировоззрение выступает не только сферой духовного мира личности, где закрепляется гуманитарная культура, но и своеобразным интегративным основанием всей культуры личности. Гуманитарный компонент культуры личности студента или преподавателя формируется, конечно, под влиянием социальной практики, на основе ее осмысления. Но изучение гуманитарных дисциплин в вузе, освоение гуманитарного знания другими способами формируют гуманитарную культуру «сверху», от сознания и мировоззрения человека. Важными для понимания гуманитарной культуры является положение о том, что мировоззрение человека включает в себя естественный, антропологический и социальные аспекты, оно существует на обыденно-практическом, житейском и абстрактно-логическом, теоретическом уровне. Мировоззрение по направленности может быть светским, религиозным или смешанным, а также мифологическим, религиозным, научным и оккультным.

В мировоззрении существенное воздействие на гуманитарную культуру оказывают, выступая одновременно и элементами ее содержания, мировоззренческие социальные и антропологические знания, идеалы, нормы и принципы жизни, социальные убеждения, социальные потребности и интересы. Культура гуманитарного содержания мировоззрения определяет принципиальность жизненной позиции человека, характер его отношений с другими людьми и с природой.

Исследование данных элементов содержания и направленности мировоззрения студента или преподавателя позволяет измерить их степень социальной зрелости, устойчивость характера, осуществить коррекцию формирования элементов гуманитарной культуры в процессе непрерывного образования, наметить новые ориентиры.

Не идеализируя место и роль мировоззрения в гуманитарной культуре субъектов и объектов образовательного процесса в вузе и не отрывая духовный мир человека от сложной российской практики, важно подчеркнуть, что в любых конкретных условиях жизни, учебы человек имеет мировоззренческую гуманитарную составляющую. Какая она, в какой степени согласуется с ориентациями самого человека, с социальным окружением, с обществом – ответы на эти вопросы во многом связаны с постановкой непрерывного гуманитарного образования в вузе.

Изучение общественных наук помогает человеку определить свое место и роль в культуре общества, хотя на формирование такой позиции воздействуют многие другие позитивные и негативные факторы. Гуманитарная культура существенно конкретизируется, углубляется и упорядочивается в ходе освоения наук об обществе и человеке. Она более осознанно и прочно соединяется с интересами и идеалами человека, становится неотделимой от его ценностных ожиданий и ориентаций. Элементы гуманитарной культуры в мировоззрении и всем духовном мире личности объединяет и интегрирует философия.

Философия как наука о всеобщем совместно с математикой, синергетикой и другими дисциплинами всеобщего характера формирует в гуманитарной культуре понимание единства бытия природы, бытия человека и бытия общества, а также своеобразие их существования. Но философская картина мира, в отличие от системно-математических моделей, более персонифицирована. Через философию человек представляет себя деятельно-ценностным центром бытия, космосом в миниатюре, мерой всех вещей. Философия формирует глобальную ответственность человека за свое бытие в мире и за сам мир в той степени, что люди активно используют и преобразуют окружающее их бытие, и не всегда удачно.

Житейская философия или научное освоение философских знаний образуют не всегда заметный, но чрезвычайно важный элемент мировоззрения и всей культуры духовного мира личности: фиксируется и ценностно осмысливаются важнейшие для исходные основы его бытия – «Я и Я», «Я и общество (другие)», «Я и природа». Нет необходимости доказывать, что от содержания и направленности этих позиций вся стратегия жизни человека, ее смысл и ценность. Математика и другие науки о всеобщем не формируют такой позиции, которая по сути является гуманитарной. Постоянное обращение к философии в вузе позволяет успешно решить главную смысложизненную проблему осмысления человеком себя в мире, в самом себе и обществе.

Философия определяет глубину и масштабность гуманитарного мышления, всего духовного мира человека. Гуманитарная культура основывается не чрезвычайно многообразных философских знаниях о человеке. Наверно, нет ни одного философа, ни одной философской школы или направления, которые не обращались бы к человеку и его месту в мире. Такие знания являются богатейшей основой гуманитарной культуры. Важны для нее философские идеи о взаимодействии человека и общества, человека и природы; знания об обществе и человеческом измерении социального развития.

Гуманитарный смысл имеет философия истории; философские проблемы познания, социального познания и постижения, философское осмысление деятельности человека; содержание и направленность общественного прогресса. Философы одними из первых актуализировали в науке и на практике глобальные проблемы современности, показали их опасность для жизнедеятельности людей. Важен вклад философии в объяснение духовности общества, форм и способов ее существования, места и роли в духовности гуманизма и антигуманизма, добра и зла, совокупных знаний об обществе для утверждения культуры в жизнедеятельности людей. Эти и многие другие философские знания составляют не только мировоззренческую позицию человека, социальной общности, но образуют главное содержание духовного уровня гуманитарной культуры, который детерминирует гуманитарную практику.

Можно назвать большое число разновидностей философского знания, которые составляют ядро мировоззрения людей, выступают духовной основой гуманитарной культуры. В совокупности философские знания и позиции людей – это их мудрость, интеллектуальная, мировоззренческая и методологическая зрелость общества. Вне таких духовных ценностей сложно сформировать современную гуманитарную культуру. Философские знания и позиции постоянно проявляют себя как глубинные, основополагающие духовные ценности, а также критерии совершенства гуманитарной культуры.

Философские знания выступают элементом гуманитарной культуры и своими особенностями. К ним можно отнести:

• это знание всеобщего и общего характера, на основе которых выявляются и формируются типовые признаки и элементы гуманитарной культуры народов и отдельных индивидов в системе общепланетарной гуманитарной культуры;

• философия в значительной степени представляет универсальное знание, применяемое к огромному числу конкретных предметов, явлений и процессов;

• это знание, отражающее бытие через человека, через соотношение в нем природного и социального, физического и психического, материального и духовного, что для гуманитарной культуры является чрезвычайно важным;

• философское знание раскрывает сущности и закономерности бытия, особенно бытия человека и общества;

• это знание, которое часто обосновано лишь логически, умозрительно, но не экспериментально; оно является мировоззренческими знанием, знанием-позицией, важной для человека или общности;

• многие философско-мировоззренческие знания исторически мало изменяются: это «вечные истины», значимые для людей.

Философия в мировоззрение людей и их гуманитарной культуре соотносится и взаимодействует с научной и другими формами картины мира. Картина мира может быть определена как любая, достаточно полная и обобщенная совокупность знаний о бытии или о его части: бытии природы, бытии человека и общества. Научная картина мира – ведущий элемент современной картины мира, это систематизированная и постоянно развивающаяся совокупность философско-теоретических, естественнонаучных, технических, общественных и других знаний, полученных науками на конкретном этапе развития общества. Степень связи научной картины мира с положением человека в обществе и природе может раскрывать главные стороны гуманитарной культуры. Значение приобретают не только сами знания, но также и их роль в прояснении сознания людей, в осмыслении человеческого в человеке и обществе.

Мировоззрение современного человека или социальной общности уже не бывает только обыденным, или только теоретическим, только светским, или только религиозным. В нем присутствуют всякие знания, идеалы, позиции, убеждения и верования, нормы и принципы жизни. Но доминантной является вполне конкретная совокупность знаний и позиций. В этом смысле научное гуманитарное мировоззрение только по главному содержанию является таковым. В нем «живут» и проявляются обыденные практические знания, мифы, заблуждения, верования, мистика и т.п. У гуманитария по специальности главную роль играют знания о человеке и обществе. У технического специалиста – научно-технические знания, которые с необходимостью должны быть обогащены гуманитарными знаниями, как и у естествоиспытателя. Тогда гуманитарная культура будет представлена более «ровно» у всех категорий специалистов научной картины мира. Она равноценно будет формироваться и в процессе преподавания всех учебных дисциплин.

Философия своими особенностями формирует в мировоззрении людей: а) знания и отношения (позиции) по наиболее общим и фундаментальным проблемам бытия, сознания человека, его взаимодействий с обществом и природой на уровне высоких абстракций и обобщений; б) целостное восприятие и осмысление объективного и субъективного мира, неразрывность, а вместе с тем и относительную самостоятельность бытия и человека; в) понимание отношений между людьми, между людьми и природой в самом главном и существенном – через человека, его потребности и интересы, права и свободы, смысл жизни и ответственность, через человека как главную цель и ценность социально-исторического развития. Данные положения также составляют необходимую основу и содержание гуманитарной культуры.

Проблема неразрывного единства гуманитарной культуры, мировоззрения студентов и постоянного состава с философией в целом понимается в вузах верно и можно сказать традиционно положительно. Ее нет необходимости доказывать вновь и вновь. Она стала риторической проблемой и формой аксиоматического знания, ориентира учебно-воспитательного процесса. Но в настоящее время со стороны в основном естествоиспытателей, технических специалистов, а иногда и представителей юриспруденции, менеджмента, практической экономики возникают попытки пересмотреть данное принципиальное положение в пользу приоритетности профессиональной подготовки студентов.

В такой, по сути технократической, ориентации сравнивается выше обозначенная аксиома с другой, не менее значимой аксиомой: главное – готовить специалистов-профессионалов высокого качества. И в таком соотношении гуманитарной культуры, мировоззрения обучающихся и философской их подготовки, с одной стороны, и качественной подготовки специалистов, с другой стороны, видны различные философские, именно философские ориентации. Сторонники профессионализма обозначены качественной подготовкой студентов по специальности и профессии, а гуманитарии ответственны прежде всего за общую культуру студентов, за то, чтобы в общей культуре определяющей стала гуманитарная культура. Если профессионализм выпускника вуза проявляется в его знаниях по профессии и специальности, в соответствующих навыках и умениях, то общая культура выпускника характеризует его как современного человека, чье мировоззрение и социальные качества соответствуют эпохе и культуре общества.

Гуманитарная культура в общей культуре личности, а также и в профессиональной культуре позволяет человеку строить отношения с другими людьми на основе гуманизма и многих других императивов, как необходимых сегодня. Для современного российского общества необходимы не только качественные специалисты, но и ответственные деятели по профессии, не только профессионалы, но и просто хорошие люди в огромном богатстве этого простого и понятного термина. Гуманитарная культура – это чувствование и понимание человеком в себе человеческого. Такое чувствование и понимание возможность сформировать на основе профессионального обучения. Но оно будет намного более глубоким и устойчивым, принципиальным, если закрепится в духовном мире на основе общей культуры.

Изучение философии, других дисциплин гуманитарного профиля в вузе позволяет сформировать у студентов основы общей культуры, более верно соотнести необходимость формирования в себе общегражданских качеств с профессионализмом. Поэтому общекультурная и профессиональная подготовка студентов – две стороны одного явления – современно подготовленного человека к жизни в обществе и природе, способного осуществлять качественную профессиональную деятельность.

Применительно к мировоззренческой подготовке студентов и других категорий обучающихся в процессе непрерывного образования важными предметными областями преподавания философии можно считать: интеграция разрозненных и обособленных друг от друга философских школ и течений в концептуальное многоплановое философское современное знание; выход философских исследований и преподавания философии на уровне преимущественно антропоцентризма как наиболее сегодня ценного и актуального; более объективное, полное и теоретически глубокое воспроизведение истории развития мировой, особенно отечественной философии как области знания, мировоззрения и науки; преодоление упрощенного комментаторства; существенное усиление свободы и демократизма преподавания философии с ориентацией при этом на Государственные образовательные стандарты; развитие интереса у обучающихся к философствованию, к философскому объяснению реальных событий и фактов, своего места в обществе.

Отмечены предметные области или основные задачи гуманитаризации философского знания распространяются на все вузы, независимо от их профиля. Они значимы не только для учебных курсов философии, предусмотренных учебными планами как обязательные, но и для курсов по выбору, консолидированных курсов по актуальным проблемам науки, социального знания, интегративной антропологии и др.

Все чаще философия преподается и изучается на основе обучающих программ с использованием компьютерной техники, инновационных технологий и методик. В таких условиях легко потерять не только основное, традиционное содержание философского знания, но и интерес к философии как важнейшей мировоззренческой и методологической учебной дисциплине и основе гуманитарной культуры.

Ориентация на гуманитаризацию учебно-воспитательного процесса в вузе позволяет сохранить специфику и высокое интеллектуальное значение для человека философского знания, философии как особой науки, ее категориальный аппарат.

Областью совершенствования гуманитаризации преподавания философии является его и методическое обеспечение. Серьезности и основательности преподавания философии в любом вузе может способствовать разработка учебно-методических комплексов. Он может включать: а) учебную программу; б) планы семинарских и практических занятий; в) современное учебно-методическое пособие или базовый учебник; г) сборник (антологию) основных учебных текстов; д) конспекты или публикации учебных лекций; е) персональный словарь студента по философии; ж) средства наглядности; з) раздаточный материал – задания для письменных работ, тесты, упражнения и т.п.; и) тематику рефератов и курсовых работ, вопросы для подготовки к экзамену или зачету.

Формирование гуманитарной культуры требует также актуализировать тематику и проблематику философского знания. Требуют исследования и включения в преподавании философии интегративная антропология; синтезирование светско-научного и религиозного объяснения человека и преодоления в нем негативных характеристик; нравственная, правовая и другие способы регуляции социальной активности личности; философия как элемент и основа духовной культуры личности и социальных общностей, показатель их цивилизованности; философия современного и будущего мироустроения планетарного общества; глобализм и антиглобализм в национальных культурах и планетарной цивилизации; научно-техническое развитие и гуманистическое информационное общество; проблема человеческого контроля и управления в фундаментальных исследованиях; этика научной деятельности и практической жизни человека.

Резюмируя сказанное, можно отметить, что философия сохраняет и сегодня свой статус системообразующей науки в познании, ядра мировоззрения человека и общества, основы формирования и проявления гуманитарной культуры. Философия исторически меняет свое содержание, приоритетные темы осмысления. Но она не теряет своей специфики, своих особых признаков, которые и в будущем будут вызывать к ней интерес. Философское знание необходимо каждому человеку для постижения своего тождества бытию, космосу, самому себе. В этом, как представляется, и состоит наиболее глубокая сущность всей, а особенно гуманитарной культуры человека и общества.


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Социально-экономическое состояние России: пути выхода из кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года