Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
вступительное тестирование
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

Лященко О.А.
Аспирантка Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования
Научный руководитель: д.п.н., доцент Шевелев А.Н.
Россия, Санкт-Петербург

Использование опыта домашнего образования на современом этапе

В современном обществе возрастает интерес к человеку не как к части целого, но как к личности. Соответственно создаются условия для развития этой личности, поддержания ее самобытности, сохранения того яркого, индивидуального, что выгодно отличает ее от других, и что зачастую нивелируется системой общественного образования. Одним из таких условий явилась возможность для современных школьников обучаться в домашних условиях, под руководством тех педагогов, которых их семья сочтет достойными принять участие в формировании личности ребенка. Иными словами, современная образовательная система предоставила родителям право выбора образовательного маршрута для своего ребенка: общественное образование или индивидуальное педагогическое сопровождение.

Развитие педагогической науки и воспитательной практики немыслимо без творческого освоения теории и опыта семейного воспитания, выдержавших испытание временем, без выделения в них того, что принадлежит будущему. Прогнозирование системы воспитания и обучения подразумевает определение основных целей, разработку мер, решений и действий, которые должны обеспечить в оптимальном порядке достижение этих целей. Еще более важно дать этой стратегии историческое, а, значит, научное обоснование. Важно попытаться найти в историческом прошлом те основные идеи, которые могли бы обеспечить значимость и правомерность их реализации. В связи с этим представляется целесообразным обратиться к опыту домашнего образования в России XIX – начала XX вв.

«Основная цель психолого-педагогического сопровождения школьника – обеспечить благоприятные условия для его нормального развития, самореализации и социализации, научить ребенка осознанно и самостоятельно преодолевать трудности»130.

Понимание родителями необходимости образования зачастую приходит в противоречие с нежеланием обучать детей вне дома. Причиной данного противоречия служит целый ряд внутренних (субъективных) и внешних (объективных) факторов.

К первой категории можно отнести причины психологические и близкие к ним социальные.

Одной из первых в большой группе психологических причин отказа родителей обучать детей в школьных условиях может быть названа эмоциональная привязанность, порождающая вполне естественное беспокойство за судьбу ребенка «в чужих руках» и, как следствие, нежелание отдавать детей в школу131.

Высокий уровень социальных притязаний родителей, амбиции, не позволявшие детям дворян общаться с теми, кто ниже их по происхождению, также приводили к обучению в домашних условиях.

Социальные причины, побуждавшие родителей обучать детей дома, диктовались модой и реалиями того времени.

Модным считалось иметь гувернера или гувернантку, обучавших детей иностранному языку и хорошим манерам. Проживание в доме одного или нескольких гувернеров, наличие приходящих учителей являлось показателем социального положения, которое семья занимала в обществе, являлось свидетельством ее материального достатка.

Высокий уровень спроса на домашних наставников и учителей порождал широчайший спектр предложений на рынке педагогических вакансий. В роли домашних учителей часто выступали люди случайные, как правило, иностранцы, а также образованные представители разных сословий и возрастных групп: от гимназистов до М.М. Сперанского.

Широта возможностей в обучении детей в домашних условиях позволила домашнему образованию перейти от компенсаторной функции в образовании (репетиторство) к ведущей, фактически заменив собой школьное. В создавшейся ситуации государство было вынуждено пойти на определенные уступки, официально разрешив домашнее обучение с последующими выпускными испытаниями.

К объективно существовавшим внешним факторам, побуждавшим родителей обучать детей в домашних условиях, можно отнести такие, как состояние здоровья ребенка, не позволявшее ему посещать школу в обычном учебном режиме. В создавшейся ситуации обучение на дому представлялось единственным выходом, и несло, помимо образовательной, функцию социальной реабилитации.

Языковой барьер детей иностранцев также служил серьезным препятствием для обучения в обычной школе. Количество же национальных школ было недопустимо низким, и не могло обеспечить должного количества мест для всех желающих.

В сходной ситуации оказывались дети представителей различных конфессий: уроки Закона Божьего для них должны были проводить священники их конфессий, что порождало массу проблем в организации занятий для поликонфессиональной аудитории.

Сложность образовательной программы, невозможность усвоить весь объем материала в рамках школьного обучения вынуждал родителей начать поиск репетитора. В этом случае занятия в школьных и домашних условиях носили взаимодополняющий, а то и взаимозаменяющий характер.

Малое количество государственных школ, нехватка учебных мест, невысокая квалификация преподавательского состава, слабое техническое оснащение, отсутствие учебных пособий также приводили к поиску альтернативных возможностей получения образования.

К объективным экономическим предпосылкам обучения детей дома можно отнести довольно высокую плату за обучение, которая, к тому же, регулярно повышалась.

Помимо этого, многие родители испытывали серьезную нехватку в рабочей силе. Их дети привлекались к работе самого раннего возраста наряду со взрослыми, поэтому на учебу, как правило, не оставалось ни времени, ни сил.

Таким образом, домашнее образование в представлении родителей носило следующие специфические черты:

1. целью домашнего образования служило получение знаний, с одной стороны, носящих практическую направленность и не перегруженных академическим курсом, с другой, дающих возможность продолжения образования, получения должности, создания карьеры

2. причинами обучения детей в домашних условиях служил целый ряд как объективных, так и субъективных факторов.

На роль воспитательницы-няньки обычно приглашалась русская женщина из ближайшего окружения семьи – дворовая крепостная либо дама соответствующего круга, имевшая хорошую репутацию в обществе132. Воспитанием мальчиков обычно занимались «дядьки», также русские, с социальным статусом, аналогичным статусу «мамки».

В качестве гувернантки/гувернера в первой половине XIX в. выступали иностранцы, зачастую проживавшие в семьях своих воспитанников. В их задачи входило обучение детей иностранному языку и хорошим манерам. Многие из них не имели не только педагогического, но и вовсе никакого образования, а их возрастной состав различался от людей преклонных лет до подростков133. Диапазон приходящих учителей-предметников также был необычайно широк: от преподавателей университетов до гимназистов. Разумеется, что подобные «педагоги» не могли удовлетворить запросов общества, определившего приоритетной целью подготовку квалифицированных специалистов в различных отраслях и сферах деятельности.

Третьей «стихийной» составляющей домашнего образования являлось воспитательное воздействие самой семьи, ее членов. Имея перед глазами каждодневный пример моделей поведения и человеческих отношений, ребенок бессознательно начинал копировать данный образец. Целенаправленное обучающее воздействие родителей на детей происходило, как правило, в семьях, принадлежавших к определенному сословию (например, купеческому), где ребенок выступал как восприемник и наследник семейного дела.

Содержание образования зависело от нужд государства и веяний моды того времени. На первом месте находилось обучение изящным манерам, умению вести себя в обществе; «мода на все иноземное» принесла требование владеть иностранными языками. Обучение наукам зачастую осуществлялось спонтанно и зависело от степени владения ими самим преподавателем. В качестве учебных пособий использовались как книги, рекомендованные государством для изучения в школах, так и любая другая литература по выбору преподавателя. Психологический климат, складывавшийся при индивидуальном педагогическом сопровождении воспитанника, различался в зависимости от руководителя: так во многих мемуарных источниках образ няньки-кормилицы (иногда дядьки) носит положительную эмоциональную окраску, образ приходящего учителя либо гувернера – резко отрицательную. Особое место занимают родители и представители старшего поколения: для большинства семей того времени (вне зависимости от социального статуса) была характерна некоторая холодность, даже официальность в отношениях с детьми. Результатом этого стало отстраненное, в лучшем случае, уважительное отношение детей к родителям, но без тепла134.

События 1917 года коренным образом изменили отношение к домашнему образованию, определив приоритетной целью воспитание общественное; индивидуальное педагогическое сопровождение в сфере обучения была сведено на уровень репетиторства.

На современном этапе перечисленные выше причины, побуждавшие родителей обучать своих детей в домашних условиях, не утратили своей актуальности. При этом, появилась законодательно подтвержденная возможность обучать детей дома с регулярной итоговой аттестацией. Родители, считающие необходимым перевести своего ребенка на домашнее обучение, должны заключить договор со школой на оказание индивидуальных образовательных услуг. Они имеют право приглашать как учителей школы, с которой заключен договор, так и специалистов любого другого образовательного учреждения, частных репетиторов, либо проводить занятия самостоятельно. Качество проводимых занятий определяется по результатам итоговых испытаний, проводимых в конце каждого учебного периода (четверти, триместра, полугодия). Родители имеют право в любой момент расторгнуть договор и перевести ребенка на обычную форму обучения. По окончании образовательного курса ребенок сдает выпускные экзамены на общих основаниях и получает государственный аттестат о среднем (полном) общем образовании. Данный аттестат позволяет продолжить обучение в любом образовательном учреждении среднего либо высшего образования.

Следует отметить, что именно семья является первичным и важнейшим звеном в цепи социальных организаций, где ребенок познает окружающий мир, усваивает нравственные нормы, отношение к людям, то есть, все то, что определяет затем его моральный облик. Отсюда следует требование личной заинтересованности всех членов семьи воспитанника в его успехах, а также их участие в педагогическом процессе. Одновременно с этим, необходима подготовка специалистов индивидуального сопровождения, обладающих, в равной мере, как обширными познаниями в своей области научного знания, так и умеющих пробудить интерес учащегося, сделать свои занятия эмоционально-привлекательными.



130. Меттус Е.В. Индивидуальное сопровождение естественного развития школьника // Директор школы. – 2007 № 4
131. Каптерев П. Ф. История русской педагогии. СПб, Алетейя, 2004 стр. 132
132. Глинский Б.Б. Царские дети и их наставники. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997
133. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: АКАДЕМА, 2000
134. Глинский Б.Б. Царские дети и их наставники. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Социально-экономическое состояние России: пути выхода из кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года