Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
вступительное тестирование
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

Шеламонова М. Д.
Студентка 1 курса НОУ «Институт бизнеса и права»
Научный руководитель: к.с.н., доцент Савин И.В.

Система высшего образования в РФ – проблемы и перспективы развития

Как будет развиваться система высшего образования в будущем? Каковы перспективы развития негосударственных вузов? Эти вопросы задают себе сегодня политики, ученые, педагоги. Несомненно, что стратегическое направление развития будет определяться общим курсом политических реформ. Но есть все основания говорить о том, что Россия будет двигаться на пути рыночных преобразований. В связи с этим сегодня всех заботит вопрос о том, как не потерять на этом пути те достижения, которые были у России в области образования.

Многие из возникших сейчас проблем, в частности падение высшего образования, обусловлены не объективными причинами, а отсутствием адекватной законодательной базы, а часто и неисполнением тех законов, которые уже есть. Если исходить из существующих реалий, думается, что ситуация будет усугубляться и система высшего образования будет находиться в тупике, все больше отставая от европейских стран, до тех пор, пока окончательно не решится вопрос о единых правах и обязанностях всех вузов – и государственных, и негосударственных. В настоящее время реальные требования намного выше к негосударственным вузам и они находятся в гораздо более тяжелых конкурентных условиях. Поэтому они становятся более мобильными в плане ответов на потребности населения, так как гораздо больше вынуждены думать о качестве учебного процесса, о том, чтобы привлекать к нему лучших преподавателей. Именно эти вузы вынуждены стремиться к тому, чтобы у них было соответствующее нормативам количество докторов и кандидатов наук, они стараются приглашать на работу лучших ученых и педагогов и достаточно быстро избавляются от преподавателей, которых студенты оценивают негативно. Этот процесс для них облегчается благодаря более гибкой контрактной системе. В государственных вузах студенты годами вынуждены слушать лекции преподавателей, которые не соответствуют требованиям высшей школы, но избавиться от них практически невозможно.

Те, кто работают в негосударственных вузах, знают, что срыв занятий педагогом без соответствующей медицинской справки является чрезвычайной ситуацией, которая обсуждается, а преподаватель подвергается экономическим санкциям, в государственных же вузах срыв занятий – ежедневная обыденность. Это, в свою очередь, также приучает студентов к необязательности и вырабатывает у них соответствующий стиль жизни.

Все видят, как бурно развивается материальная база негосударственных вузов по сравнению с государственными, хотя внебюджетные вливания в последние намного больше за счет платной формы обучения, стоимость которого здесь, как правило, выше. Но негосударственные вузы тратят эти финансы на повышение зарплаты, чтобы привлечь к себе лучших преподавателей, а также на развитие материальной базы. Государственные вузы, получающие большие ресурсы, не очень-то занимаются улучшением своей материальной базы, поскольку прямо в этом не заинтересованы. Здесь прекрасно понимают, что бюджетные средства как шли, так и будут идти. Но вот выигрывает ли что-либо от этого общество? Думается, что нет.

Негосударственные вузы строго следят за всеми психолого-педагогическими инновациями, чтобы быстрее внедрить их в учебный процесс и поднять рейтинг вуза в глазах Министерства и населения.

Думается, что механизмы рыночных реформ и естественного отбора будут по всем законам объективного развития приводить к тому, что именно государственные вузы будут становиться все менее престижными.

И самое важное, о чем хотелось бы сказать особо, это стремление негосударственных вузов избавиться от взяточников. Их руководители хорошо понимают, что это компрометирует имидж института в городе, и быстро избавляются от нечистых на руку сотрудников. Государству же это невыгодно потому, что с этих сумм не платятся налоги. А во многих государственных вузах система поборов поставлена на поток. Именно поэтому становятся массовыми переводы студентов из государственных вузов в негосударственные. При этом они говорят: «Их бесплатное обучение обходится мне дороже, чем ваше платное». Моральный урон при этом никто не подсчитает. Ректор государственного вуза часто не в состоянии бороться с данной системой, поскольку преподаватель избран по конкурсу на пятилетний срок, а студенты, как правило, боятся выносить это на судебное рассмотрение, опасаясь за свою дальнейшую судьбу в системе бесплатного обучения.

Именно в негосударственных вузах педагог может не стесняться за свою заработную плату перед студентами, ему нет необходимости искать всеми путями средства к существованию, зачастую теряя при этом свое лицо. Действительно, трудно говорить о нравственном облике профессора, который пытается с трибуны вещать о гуманистических ценностях, а студенты хорошо понимают, что он не имеет на это никакого права, поскольку занимается систематическими поборами с них.

Преподаватели же государственных вузов получают нищенскую зарплату и часто вынуждены идти на это, чтобы прокормить свою семью, купить лекарства своим близким. Но даже это не оправдывает их в глазах обучающихся, которые перестают уважать и такого педагога, и свой родной вуз, и профессию учителя. Но самое страшное, что именно из этого вуза они выйдут с жизненной установкой – все продается и все покупается, а затем будут делать то же самое на своем рабочем месте.

Главной задачей обучения является не натаскивание студентов, не заучивание ими определенных фактов, а формирование у них механизмов самообучения и самовоспитания, целостное развитие личности. Решение этой задачи возможно только тогда, когда вуз обеспечивает высокий уровень мотивации к развитию этих механизмов. Для этого вузу необходимо стать культурным центром, где молодому человеку психологически комфортно, где его уважают и ценят не только за результаты его учебной деятельности, что остается характерным для традиционного подхода в обучении.

Необходимо понять, что государственные вузы борются с негосударственными по всем законам конкурентной борьбы, которая всегда обостряется весной и летом, в период вступительных экзаменов. Руководители государственных вузов понимают, что время работает не на них, и они проигрывают позиции.

Будущее – за элитными учебными заведениями. Мы хорошо знаем, что Царскосельский лицей за очень короткий период времени подготовил людей, которые стали интеллектуальной элитой России и ее визитной карточкой на поколения. Поэтому элитарность учебного заведения должна стать ориентиром на пути его развития.

Означает ли это, что все негосударственные учебные заведения лучше государственных? Конечно, нет. Мы говорим о системе, а не о частностях. Мы читаем о том, что в негосударственных учебных заведениях продают дипломы; наверное, есть такие факты. Но гораздо чаще это делается в государственных вузах, поскольку возможностей для этого там больше.

Хочется особо подчеркнуть, что компрометация высшего образования происходит за счет быстрого роста количества филиалов вузов. Существуют вузы, которые имеют десятки, а иногда и сотни филиалов, где они реально не имеют возможности обеспечить необходимое качество учебного процесса, при этом один и тот же московский профессор очень часто числится во всех этих филиалах одновременно. Целесообразно закрыть и значительное количество негосударственных вузов, которые были открыты на пустом месте, а их руководители никогда не работали не только деканами и заведующими кафедрами, но и даже простыми преподавателями.

Встает вопрос; каковы должны быть критерии качества высшего образования? Сейчас их устанавливает Министерство. Однако оно во многом заинтересованный орган, поскольку является учредителем только государственных вузов. Можно ли в этом случае говорить о его объективности, какими бы компетентными, высокоинтеллигентными и патриотично настроенными людьми ни были его руководители? В настоящее время решение о лицензировании новых специальностей в негосударственных вузах принимается Советом ректоров государственных вузов. Аналогичный казус отсутствует в других сферах социального развития. Странно было бы предположить, что кто-либо пожелает помочь конкуренту.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:

1. Существенное расширение сети российских вузов и беспрецедентный рост числа студентов за последние 10 лет повлек за собой не только положительные, но и ярко выраженные отрицательные последствия.

Слово «рынок» поставлено в кавычки, поскольку широкое употребление этого понятия в публицистике не оправдано фактическим положением дел. В действительности такого рынка нет уже по той причине, что нет различимости товара. Под разными брендами фактически предлагается всюду один и тот же продукт.

Со всей определенностью можно утверждать, что структура рынка труда в России в настоящее время и в ближайшем будущем не в состоянии найти применение для растущего числа выпускников вузов, что приведет к росту социальной напряженности в стране. Обманутые карьерные ожидания сотен тысяч молодых людей – это серьезная угроза. Если старшее поколение, состоящее из людей, получивших высшее образование до 1992 г., с чрезвычайной болезненностью и лишь отчасти, но все-таки адаптировалось к изменению ситуации, то адаптация к жизненным условиям выпускников вузов первого десятилетия XXI века более проблематична. Их ожидания, разбуженные и усиленные СМИ, достаточно высоки – опросы в 15 регионах показали, что студенты старших курсов почти поголовно ориентируются на первый заработок в размере не ниже 12 – 18 тысяч рублей в месяц и на работу в среднем управленческом звене. Необходимость сокращения числа студентов вузов многим представляется очевидной, равно как очевидна непопулярность такой меры у населения в городах любого размера и на селе, не говоря уже об администрации вузов и корпусе преподавателей. Теоретически повсеместное введение ГИФО, т.е. формулы «деньги следуют за студентом» должно со временем привести к фактическому отмиранию множества слабых вузов. Однако, во-первых, пущенный на самотек, такой процесс был бы недопустимо затянут, порождая множество конфликтных ситуаций; во-вторых, наличие 40% семей, готовых идти на существенные траты ради приобретения детьми желанного диплома, означает неизбежность роста коррупции; в-третьих, амбиции региональных и муниципальных властей, равно как все еще значимые ведомственные интересы, ставят такой теоретический эффект под вопрос.

2. Высокий спрос на высшее образование, вызванный убежденностью молодых людей и их родителей в карьерной ценности диплома, привел к резкому расширению коммерческого приема в вузы, а вместе с этим – и к существенному снижению требований к качеству учебного процесса. Процесс создания филиалов и представительств крупных вузов в малых городах, с одной стороны есть несомненное благо, так как это отчасти компенсировало трудности поступления в вуз для жителей глубинки. С другой стороны это не могло не повлечь за собой дальнейшее ослабление требований к студентам и преподавателям. К тому же не секрет, что для весомого числа юношей поступление на учебу в вуз (а затем и в магистратуру, и в аспирантуру) является средством избежать призыва в вооруженные силы. Надежды на то, что переход на одногодичную (или менее) обязательную воинскую службу, запланированный на близкое будущее, автоматически устранит это уродливое явление, более чем проблематичны.

Необходимо считаться с тем, что значительная часть студенчества сочетает учебу с постоянным заработком, тогда как низкие оклады преподавателей вынуждают до трети из них либо к расширенному совместительству, либо к репетиторству. Ни первое, ни второе обстоятельство официально «не существуют». Мы имеем дело с новым феноменом: работающие студенты начинают предъявлять собственные требования к компетенциям и квалификациям, критически относиться к построению учебных программ и уровню преподавания. Пока еще такие претензии высказываются робко, но переход к ГИФО может привести к существенным изменениям.

Необходимо принять во внимание тот факт, что две трети родителей и вузовских преподавателей считают уровень подготовки абитуриентов в средней школе неудовлетворительным, а свыше трети родителей студентов утверждают, что поступление в вуз невозможно без взятки. При этом множество вузов и колледжей, государственных и частных, не имеет условий для качественной подготовки специалистов, поскольку существующая бюджетная система финансирования не рассчитана на обновление дорогостоящего оборудования. Преодоление этого через увеличение бюджетного финансирования нереально, тогда как для преодоления отставания в оснащенности необходима выработка качественно новых отношений вуза с научным центром по модели московского Физтеха, или с бизнес-корпорацией, на что до настоящего времени оказались готовы лишь единичные вузы и единичные компании, вроде ЮКОСа.

3. Очевидно, что в этих обстоятельствах без решительного рывка невозможно выйти на уровень требований единого европейского образовательного пространства, к чему нас обязывает как подписание Болонской конвенции, так и предстоящее вступление России в ВТО. Необходим качественно новый подход к задаче развития сферы образования как с учетом меняющейся конъюнктуры на рынке труда, так и с учетом продолжающегося сокращения населения страны. Мы говорим именно о задаче развития, так как, при необходимости доработки некоторых элементов, потенциал первичной Концепции модернизации отечественного образования на период до 2010г. следует считать исчерпанным.

Все это требует серьезного обсуждения, так как реформа образования слишком крупная, сложная и важная проблема, чтобы допустить ее рассмотрение исключительно внутри ведомства, по его внутренним правилам. Да, широко известный проект ГИФО – «деньги следуют за студентом», имеет ряд привлекательных сторон, однако вопрос о технологии реализации этого проекта и прогноз совокупности последствий его широкого внедрения не проработан с необходимой полнотой. Мера, характер и темпы внедрения стандартов Болонской конвенции в отечественную систему образования также нуждаются в тщательном анализе, так как ключевым требованием к реформе должно быть сохранение всего лучшего, что наработано в российской вузовской традиции, при освоении всего необходимого для ее совершенствования.


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Социально-экономическое состояние России: пути выхода из кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года