Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, статьи, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 


designed by baranenko.com  

Powered by Sun

Кургузова Е.Я. Академическая мобильность на рынке образовательных услуг

Аспирантка, Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий

Как известно, образование является стратегическим фактором прогресса общества. Это связано с глобальными изменениями в экономическом, социальном и технологическом развитии. Поэтому, в условиях реформирования высшей школы, реализации вектора модернизации, необходимости использования современных образовательных технологий, мобильность на рынке образовательных услуг приобретает огромное значение. При этом следует обратить пристальное внимание на особенности образовательных услуг.

В настоящее время значительно активизировалась деятельность Правительства по разработке стратегических документов в сфере образования, определяющих приоритеты и целевые установки государства в поддержке управления развитием образования, как важнейшего ресурса формирования новой экономики, построенной на знаниях.

Значительное внимание на государственном уровне уделяется проработке стратегических подходов к реформированию государственного сектора образования и науки.

Государственное регулирование на рынке образовательных услуг имеет ряд особенностей. Оно проявляется в роли государства как со стороны предложения, когда государство выступает основным производителем образовательных услуг, а так же, когда государство выступает основным плательщиком за образовательные услуги. Государство выполняет такие функции, как правовая защита рыночных субъектов от монополизма, от недобросовестности в бизнесе, рекламе, обеспечении качества и др.

На рынок образовательных услуг оказывают влияние государство и значимость человеческого капитала для общества. Следовательно, экономические отношения по поводу образовательных услуг сопряжены с факторами, определяющими динамику рынка образовательных услуг.

Формирование и функционирование рынка образовательных услуг подчиняется общим законам рыночной экономики, однако обладает рядом особенностей: территориальная сегментация, индивидуальность производства, высокий динамизм, мобильность.

Образовательные услуги имеют свою определенную специфику (особенности). Они не имеют материального воплощения и являются неосязаемыми, неотделимы от потребителей. Итоговый результат обучения зависит не только от педагога, но и от самого обучаемого. Определить реальный вклад каждой стороны нелегко. Производитель услуги должен предоставить клиентам информацию о требованиях к результатам деятельности самого обучаемого. Качество Образовательных услуг может быть различным даже у одного производителя, все зависит от времени и места предоставления услуг, состояния субъектов образовательного процесса. Причина состоит в том, что крайне трудно жестко определить стандарты на процессы оказания услуг и так же трудно их придерживаться.

К особенностям образовательных услуг в экономике можно отнести  признание трактовки образовательных услуг как инвестиций в человеческий капитал, объекта купли-продажи с последующим превращением знания в общественный капитал, возрастание выгод, связанных с получением образовательных услуг.

По мнению ряда ученых для эффективного решения конкурентных задач образовательным учреждениям необходимо формировать высокотехнологическую образовательную среду, обеспечивающую высокий уровень качества образовательных услуг, минимизацию затрат на обучение, а также мобильность на рынке.

Таким образом, одной из важнейших особенностей образовательных услуг является мобильность. Академическая мобильность является одной из важнейших сторон процессов интернационализации высшего образования и интеграции вузов и науки в международное образовательное пространство. Академическую мобильность нельзя свести к конкретным действиям, технологиям и механизмам, связанным только с системой обмена студентами и преподавателями учебных заведений разных стран. По мнению международных экспертов, в реальности имеет место сложный и многоплановый процесс интеллектуального продвижения, обмена научным и культурным потенциалом, ресурсами и технологиями обучения.

Академическая мобильность стала неотъемлемой чертой современного образования и будет возрастать в дальнейшем. Следовательно, возникла необходимость в изучении и анализе всех сторон этого процесса с целью дальнейшего использования его российской высшей школой для совершенствования своей системы образования и интересов России в целом.

Академической мобильности студентов, преподавателей и административного персонала вузов в рамках Болонского процесса придается большое значение. Положение о важности мобильности всегда присутствует в болонских документах.

Ряд специалистов считает, что преимущественным способом осуществления академической мобильности студентов и аспирантов Университета является направление их в партнерские вузы для обучения в рамках совместных программ двойных дипломов (степеней), включенного обучения в рамках межвузовского сотрудничества (без выдачи второго диплома), в том числе в рамках программ академического обмена, прохождения стажировки и т.д. Преимущественным способом осуществления академической мобильности преподавателей и сотрудников Университета является командирование их в партнерские вузы и организации для чтения лекций, проведения занятий и консультаций, чтения лекций, проведения занятий и консультаций участия в научной работе в рамках совместных тем, участия в программах повышения квалификации, участия в конференциях и семинарах.

Обеспечение академической мобильности студентов, преподавателей и административного персонала вузов является обязательным параметром «болонского процесса». Присоединение России к Болонской декларации обозначило задачи, стоящие перед системой российского высшего образования одной из которых является обеспечение ее привлекательности, которая влияет на академическую мобильность студентов, на выбор учебного заведения, страны для получения нужного диплома. Развитие академической мобильности студентов и преподавателей - один из инструментов Болонского процесса. Это открывает новые возможности не только для самого образования, но также для формирования европейского рынка труда и единого технологического пространства.

Формирование профессональной иноязычной компетенции посредством «деловой игры» в техническом вузе Реализация ЕГЭ как одно из направлений модернизации учебного процесса по иностранному языку

Cборник научных статей
«Проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России: финансово-экономический социально-политический, правовой и гуманитарный аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2011
© Институт бизнеса и права с 1994 года