Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, статьи, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 


designed by baranenko.com  

Powered by Sun

Козлов А.В. Актуальные проблемы педагогических инноваций в образовательной среде вуза

Доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник

высшей школы РФ, Институт бизнеса и права,  Санкт-Петербург

В соответствии с идеями педагогической инноватики[16], педагогическое новшество – это такое содержание возможных изменений педагогической действительности, которое ведет к ранее неизвестному результату, развивающему теорию и практику педагогики [1, с.29]. Нововведение – процесс внедрения новшества.

Педагогическая инновация – специфическая форма передового педагогического опыта, характеризующегося внедрением радикальных новшеств. В отличие от нововведений, модернизирующих элементы педагогической системы, инновации трансформируют, т.е. коренным образом изменяют педагогическую систему, педагогический процесс, педагогическую ситуацию.

За последние 20 лет отечественная педагогика проверяется на эффективность и устойчивость второй инновационной «волной». Если первая серия педагогических инноваций была навеяна демократическими ожиданиями и проходила под лозунгом гуманитаризации и гуманизации образования (90-е годы ХХ века), то вторая, современная (с 2003 г), обусловливается Болонским процессом и связанными с ним обязательствами России по изменению своего образовательного пространства. 

Эти обязательства на ближайшие пять лет проектируются в три стратегические задачи Целевой федеральной программы развития образования на период 2011 – 2015 г.г. [2]. Первая задача касается общеобразовательных школ. Вторая и третья задачи этой программы определяют деятельность всех вузов РФ по следующим направлениям: по второй задаче – такое изменение содержания и структуры образования, которое позволило бы повысить коммерциализацию высшего профессионального образования, прежде всего за счет интеграции науки и образования; по третьей задаче – обеспечение гарантий качества образования по европейским стандартам с упором на внедрение и развитие в каждом вузе внутривузовской системы менеджмента качества образования.

Эти задачи конкретизируются в требованиях Федеральных Государственных образовательных стандартов 3 поколения (ФГОС-3). В этих требованиях заложена идеология европейской модели современного высшего образования (стандарты и директивы ENQA[17]), которая для теории педагогики не является новой, но с точки зрения практической реализации в высшей  школе приобретает характеристики не только инновационной, но и революционной деятельности. 

Перечислим некоторые инновационные характеристики новой модели обучения: компетентностный подход к формированию учебно-профессионального опыта и творческий подход к преподаванию; отказ от репродуктивного обучения и переход на интерактивные методы обучения; обучение посредством принципов самодеятельности, диалога, погружения в деятельность, переживания учебного знания; обучение как средство развития профессионально-важных качеств личности: мастер-классы экспертов и специалистов, широкое использование внеаудиторных форм учебной работы, сотрудничество и поддержка учебной деятельности обучающихся, опора в обучении на их потребности и возможности, на групповые оценки и самооценки учебной работы. Новая педагогическая модель кардинально меняет отношение к педагогическим технологиям.

Традиционный подход к педагогической технологии определяет её как алгоритмизированную знаковую (информационную) модель функционирования педагогического процесса, гарантирующую запланированный образовательный результат. С этой точки зрения педагогическая технология – пошаговое описание, проект измеряемого процесса формирования личности в соответствии с внешним заданием, а не внутренними потребностями человека.

В новой модели обучения целью современных педагогических технологий становится устойчивость самодеятельности и познавательной активности учащегося. Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для достижения результатов образования, проверяемых при выпуске, и целей образования, определяемых через 1-2 года работы выпускника и выражающихся в сформированности общекультурных и профессиональных компетенций. А это, в свою очередь, требует отказа от алгоритмизации педагогической деятельности, от обязательного достижения жестко запланированного учебного результата к концу обучения. Вернее, здесь обязательным запланированным результатом образования должны стать такие личностные свойства выпускника, как его самостоятельность, креативность, высокая устойчивая мотивация профессионального самосовершенствования. Без них достижение целей образования невозможно.

Итак, с одной стороны, образовательный процесс должен превратиться в своеобразный учебный творческий полигон, на котором студенты могут отрабатывать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным, приобретая при этом личностные качества, свойственные творцам, деятелям, субъектам, профессионалам. С другой стороны, развиваемые в настоящее время в некоторых вузах системы качества, требуют формализации образовательного процесса. Всё в нем должно быть нормировано, прописано, измерено и облечено в электронные данные и, параллельно, в десятки томов документации нового типа, что приводит к инновациям не в сфере педагогики, а сфере администрирования.

 Проблемой проблем при реализации требований ФГОС-3 является процедура педагогической оценки уровня сформированности компетенций, которые в новых ФГОС-3 определяются как способности[18]. Но теория отечественной педагогической науки говорит нам о том, что профессиональные способности не формируются в процессе обучения и относятся не к обучению, а к процессу развития личности. Способности определяются не опытом, а задатками (генетикой) и развиваются только в профессиональной деятельности.

Формальное разделение какой-либо компетенции на отдельные, традиционные для педагогики составляющие  – знания, умения, навыки и оценка по отдельности каждой составляющей некорректны. Во-первых, способности не состоят из знаний, умений и навыков. Во-вторых, не все отличники и медалисты показывают отличные результаты на работе.

Возможно, для проверки сформированности компетенций необходимо создавать банк комплексных контрольных заданий, описывающих реальные проблемные ситуации профессиональной деятельности (case-stady[19] в действии). Возможно, следует проверять обще- и специально-профессиональные компетенции на практике или создавать систему аттестации молодых специалистов. Возможны и любые другие варианты, лишь бы они опирались на достигнутый уровень научно-педагогического знания.

Нам, реализующим педагогические новшества в современных условиях, нельзя забывать о том, что какие бы инновационные ветры не веяли над образовательными системами, сущность педагогического процесса от этого не меняется. Он, по-прежнему, есть: обучение как процесс формирования опыта; воспитание как процесс формирования ценностных ориентаций; развитие как процесс совершенствования общих и специальных способностей. А соединяет эти три категории в одну совместную системную деятельность преподаватель-профессионал вуза.

Список использованных источников:

1. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия. / Педагогика. № 4. - 2004. - С.11-20.

2. Федеральная целевая программа развития образования РФ на 2011–2015 гг. / Бюллетень Министерства образования и науки РФ. Высшее и среднее профессиональное образование. № 3. 2011.

Некоторые проблемы организации дистанционного обучения в вузе О взаимодействии методических служб в муниципальной образовательной системе

Cборник научных статей
«Проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России: финансово-экономический социально-политический, правовой и гуманитарный аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2011
© Институт бизнеса и права с 1994 года