Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, статьи, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 


designed by baranenko.com  

Powered by Sun

Колотилин А.В. Деятельность Федеральной антимонопольной службы России как средство защиты прав и законных интересов хозяйствующих субъектов.

Кандидат юридических наук, доцент,

НОУ ВПО «Институт бизнеса и права», Санкт-Петербург

Современный этап жизнедеятельности российского государства и общества характеризуется модернизацией экономики, развитием инновационных технологий, упрощением законодательных процедур регистрации и лицензирования деятельности хозяйствующих субъектов. Государство стремится создать максимально благоприятные условия для создания и развития бизнеса в России, ликвидировать излишние административные и финансовые барьеры. Одной из насущных задач, связанных с формированием современной рыночной экономики Российской Федерации, является совершенствование конкурентной среды и защита отдельных сегментов экономики от монополизации.

Среди инструментариев, которые применяет государство для обеспечения конкуренции на рынке и защиты прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, в особенности представителей мелкого и среднего бизнеса, наиболее эффективным выступает деятельность Федеральной антимонопольной службы России и ее территориальных подразделений. Федеральная антимонопольная служба России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, в области деятельности естественных монополий и на рынке рекламы. Помимо перечисленного, ФАС России контролирует соблюдение нормативно – правовых актов в области поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг для государственных и муниципальных нужд, а также выполняет функции контроля за иностранными инвестициями в России. Данная службы была сформирована в 2004 году на базе Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства [1]. За годы своего существования ФАС проявила себя как эффективный защитник конкуренции и свободы ведения хозяйственной деятельности в России.

В настоящее время Федеральная антимонопольная служба России обладает обширными полномочиями по вмешательству в любые гражданско-правовые отношения, если есть какая – либо опасность нарушения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов. По мысли начальника аналитического управления ФАС России Алексея Сушкевича, «у ФАС есть комплекс уникальных мер, которые мы можем применять к нарушителю. Наше главное оружие – предписание… Мы можем предписывать все, начиная от требования заключения/расторжения договора и заканчивая требованием закрытия хозяйствующего субъекта. Если наше предписание не исполняется, мы можем обратиться в суд с формулировкой « заставить исполнять предписание ФАС»…, также мы можем налагать административные штрафы, не имеющие верхних пределов. Они рассчитываются как суммы, кратные величине выручки нарушителя на конкретном товарном рынке »[2].

Действительно, деятельность Федеральной антимонопольной службы России способствует обеспечению конкуренции на рынке, создает нормальные условия для функционирования хозяйствующих субъектов, а также благоприятные условия для осуществления иностранных инвестиций в российскую экономику. К примеру, «  с момента вступления в силу Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (№57-ФЗ) в ФАС России поступило: 207 ходатайств; 424 уведомления; 58 запросов о необходимости согласования сделок; 242 обращения по вопросам применения №57-ФЗ. Из числа поступивших ходатайств: 92 согласовано, в том числе 9 с установлением заявителю обязательств; по 57 - принято решение о возврате заявителям, как не требующих согласования; 24 отозвано заявителями; 5 получили отказ в предварительном согласовании; 4 возвращены без рассмотрения ввиду не представления запрошенной информации; по 7 приняты решения о продлении сроков рассмотрения; 18 находятся в стадии рассмотрения»[3]. Федеральная антимонопольная служба России осуществляет постоянный контроль за соблюдением законодательства РФ о конкуренции и защите экономики от монополизации, законности и адресности осуществления иностранных инвестиций в российскую экономику. Именно во многом благодаря деятельности данной службы формируется позитивный имидж российской экономики для иностранных бизнес – партнеров. 

Безусловно, деятельность указанного органа государственной власти, нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании в целях защиты интересов российского бизнеса и во благо российского государства и общества.

Список использованных  источников

1. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 « О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти » // Российская газета. 2004. 11 марта

2. Сушкевич А. Как использовать ФАС для защиты интересов своего бизнеса // http://www.forbes.ru/svoi-biznes-column/biznes-i-vlast/74797-kak-ispolzovat-fas-dlya-zashchity-interesov-svoego-biznesa

3. Цариковский А. Антимонопольное законодательство имеет прямую связь с улучшением инвестиционного климата // http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_32292.html

Анализ влияния террористических событий на экономическое состояние государства Оптимизация стратегии развития муниципальных образований современной России как фактор стабильности государства

Cборник научных статей
«Проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России: финансово-экономический социально-политический, правовой и гуманитарный аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2011
© Институт бизнеса и права с 1994 года