Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, статьи, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 


designed by baranenko.com  

Powered by Sun

Сергеева И.Г. Формирование международного финансового центра в России

Доктор экономических наук, профессор

Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий

В настоящее время существует преимущественно два подхода к определению международных финансовых центров (МФЦ). При институциональном подходе МФЦ определяются как центры  сосредоточения банков и специализированных финансово-кредитных институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные и финансовые операции, сделки с ценными бумагами, золотом[1]. В соответствии с функциональным подходом МФЦ действует в качестве международного рыночного механизма, который служит средством управления мировыми финансовыми потоками[2]. В российских нормативных документах используется комбинированное определение МФЦ, как охватывающей участников из многих стран системы взаимодействия организаций, нуждающихся в привлечении капитала, и инвесторов, стремящихся к размещению своих средств[3].

В соответствии с российской концепцией развития финансового рынка выделяются следующие необходимые условия формирования международного финансового центра (МФЦ):

- концентрация инвестиционного спроса за счет привлечения широкого круга инвесторов;

- концентрация финансовых услуг и наличие квалифицированных кадров, способных профессионально и эффективно работать в финансовых институтах, инфраструктурных и регулирующих организациях;

- широкий спектр финансовых инструментов, обеспечивающий участникам рынка различные варианты соотношений затрат, доходности, риска, ликвидности, инвестиционных сроков и корпоративного контроля;

- развитая система законодательства, позволяющая осуществлять эффективное регулирование деятельности на финансовом рынке и защищать права собственности участников рынка;

- наличие развитой инфраструктуры финансового рынка, в том числе эффективной высокотехнологичной фондовой биржи.

Для стимулирования инвестиционного спроса следует активнее использовать важнейшие внутренние и внешние источники инвестиционных ресурсов, такие как денежные средства населения, государственные инвестиции и инвестиции нефинансовых предприятий, средства иностранных инвесторов. Привлечение на финансовые рынки денежных средств домохозяйств возможно при реализации следующих мероприятий:

- формирование механизма защиты денежных средств населения на фондовом рынке, который предусматривает создание национальных компенсационных и страховых фондов, аналогичным действующим на кредитном рынке;

- стимулирующий инвестиционную активность льготный режим налогообложения домохозяйств;

- рациональное и эффективное использование частных пенсионных накоплений в качестве инвестиционных ресурсов;

- разработка специально ориентированных на население финансовых инструментов, позволяющих эффективно инвестировать не только в российские ценные бумаг, но и в драгоценные металлы, товарные активы, иностранные финансовые инструменты;

- реализация программ повышения финансовой грамотности населения и формирование системы инвестиционного консультирования для продвижения финансовых услуг населению и повышения их качества.

Государственные инвестиции в качестве источника финансовых ресурсов в целом эффективны для финансирования инфраструктурных и социально значимых проектов и как инструмент страхования инвестиций домохозяйств. Большинство российских предприятий не интересуются долгосрочными инвестициями на финансовом рынке в связи с высоким уровнем риска.

О расширении набора финансовых инструментов свидетельствует появление на российском рынке ценных бумаг иностранных эмитентов, большую часть которых составляют долговые инструменты: государственные евробонды, облигации международных организаций и коммерческие бумаги иностранных эмитентов. Кроме того, на российском рынке представлены депозитарные расписки иностранных эмитентов, акции иностранных компаний и паи иностранных паевых фондов. Среди новых видов ценных бумаг иностранных эмитентов на российском фондовом рынке следует отметить российские депозитарные расписки (РДР), появление которых стимулирует приход новых групп инвесторов, а, следовательно, рост ликвидности рынка в целом.

В качестве перспективного финансового инструмента РДР может заинтересовать следующие категории эмитентов:

- компании стран СНГ, прежде всего Казахстану, Беларуси, Узбекистану, Украине, так как эти компании получили бы возможность привлечь внешнее финансирование, повысить уровень капитализации и выйти на рынок с достаточно широкой инвесторской базой;

- иностранные компании, владеющие активами на территории РФ, большинство из которых являются российскими компаниями, зарегистрированными за рубежом; для многих из таких компаний участие в программах выпуска РДР рассматривается как доступный механизм возврата оффшорных торговых операций с российскими ценными бумагами на национальный рынок;

- иностранные компании, осуществляющие предпринимательскую деятельность в России и рассматривающие выпуск РДР, как эффективный метод привлечения необходимых финансовых ресурсов в российской валюте.

Перспективный спрос на РДР возможен как со стороны индивидуальных инвесторов, так и со стороны крупных институциональных инвесторов, так как это инструмент обеспечивает свободный доступ всех российских участников рынка  к иностранным ценным бумагам.

Для эффективной реализации стратегии создания МФЦ и дальнейшего развития локальных финансовых рынков в июне 2011 г. принимается решение об  объединении бизнеса двух крупнейших российских организаторов торговли  – фондовых бирж ММВБ и РТС. В результате корпоративных процедур, связанных с объединением бирж, ММВБ приобретет 53,7% акций РТС у пяти крупнейших акционеров (Ренессанс Брокер, Атон, Альфа-банк, Тройка Диалог, Да Винчи Капитал). При этом акционеры РТС получат 35% стоимости своих пакетов акций денежными средствами, а 65% – путем обмена своих акций на акции объединенной биржи с коэффициентом 1 к 3[4].

В последнее время тенденция к консолидации биржевой инфраструктуры принимает глобальный характер в связи со стремлением бирж сократить издержки и диверсифицировать направления своей деятельности. О планах по объединению своего бизнеса заявили  Нью-Йоркская и Франкфуртская фондовые биржи, в конце 2011 г. планируется слияние двух основных бирж Японии – Токийской фондовой биржи и Осакской биржи ценных бумаг. Дополнительной формой сотрудничества бирж становятся соглашения об одновременном листинге. Такого рода соглашения уже существует между Шанхайской и Бразильской фондовыми биржами, а также между Нью-Йоркской и Токийской биржами.

Слияние двух крупнейших российских бирж окажет значительное влияние на дальнейшее развитие и совершенствование инфраструктуры финансового рынка. В первую очередь следует отметить синергетический эффект этой сделки, который проявиться в повышении капитализации объединенной биржи с 5 до 7 млрд. долларов и снижении издержек единого организатора торговли. На единой торговой площадке участники рынка получают доступ к огромному перечню финансовых инструментов, в том числе к операциям с производными финансовыми инструментами. Объединенная торговая площадка предоставит дополнительные возможности по повышению эффективности размещения средств институциональных инвесторов, в том числе пенсионных фондов и инвестиционных фондов, а также суверенных фондов. Данное инфраструктурное изменение будет способствовать превращению российского финансового сектора в отрасль экономики, конкурентоспособную в международном масштабе, экспортирующую услуги и вносящую существенный вклад в увеличение ВВП РФ.

Таким образом, в соответствии с утвержденной в 2009 г.  Правительством РФ Концепцией создания Международного финансового центра в Российской Федерации к 2020 году планируется достижение следующих целевых показателей:

- вхождение одной из российских бирж в десятку мировых лидеров по торговому обороту и объемам размещений акций и облигаций;

- рост номинальной стоимости биржевых производных инструментов до 50% ВВП;

- привлечение эмитентов из стран СНГ (прежде всего Украины, Беларуси и Казахстана) для осуществления IPO в России;

- вхождение 5 инвестиционных банков с преимущественно российским капиталом в число 50 крупнейших в мире;

- увеличение доли финансового сектора в ВВП России до 6%.

Список используемых источников

1.   Международные валютно-кредитные и финансовые отношения/Под ред. Л.Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 2000. С.329.

2.   Кравец П.О., Дуэль И.В. Мировые финансовые центры в посткризисный период // Аудит и финансовый анализ. 2010, №2. С. 386.

3.  Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (в ред. от 08.08.2009 г.).

4.   rts.ru

Экономическая эффективность функционирования коммуны Инвестиционный климат в Украине: перспективы и пути его улучшения

Cборник научных статей
«Проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России: финансово-экономический социально-политический, правовой и гуманитарный аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2011
© Институт бизнеса и права с 1994 года