Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, статьи, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 


designed by baranenko.com  

Powered by Sun

Кузнецова Е.В. Формирование профессональной иноязычной компетенции посредством «деловой игры» в техническом вузе

Кандидат педагогических наук,

Санкт-Петербургский государственный горный университет

Вступление России в Совет Европы, и активная интеграция российской экономики в мировую способствуют формированию спроса на специалистов со знанием иностранного языка в нашей стране.

Качественные изменения современного общества требуют адекватных изменений в вузовском образовании. Одним из важных критериев профессиональной готовности специалиста является его способность применять конкретные умения и знания, полученные во время обучения в высшем учебном заведении, в реальной профессиональной деятельности. 

Профессиональный уровень владения иностранным языком становится важным социальным фактором, и вызывает необходимость совершенствования процесса обучения. Курс иностранного языка в техническом вузе носит профессионально-ориентированный характер (English for Specific Purposes), его задачи определяются, прежде всего, коммуникативными и познавательными потребностями специалиста соответствующей сферы деятельности. Согласно Болонской декларации компетентностный подход к результату образования стал определяющим. Происходящие в современном обществе изменения диктуют необходимость формирования стрессоустойчивой, творческой личности, способной принимать конструктивные и компетентные решения в различных видах жизнедеятельности [1].

Иностранный язык, в современной мировой системе образования рассматриваться не только как инструмент усвоения, т.е. как средство решения языковых задач, но и как средство решения социальных и профессиональных задач. Выпускники учебных заведений, в которых обучение нацелено только на передачу знаний, оказываются не готовыми к самостоятельной и ответственной работе в конкретных трудовых ситуациях [2].

Иноязычно - профессиональная компетентность является одним из значимых компонентов профессиональной подготовки студентов в техническом вузе и необходима целенаправленная работа по её формированию. Иноязычная компетентность дает возможность выпускнику технического вуза использовать полученные знания в условиях реальной профессиональной среды. При этом под иноязычно- профессиональной компетентностью подразумевается, что будущий субъект профессиональной деятельности владеет не только необходимыми знаниями, умениями и навыками в предметной сфере, но и способен к продуктивной реализации в иноязычной среде своих профессиональных функций, и к культурному способу жизнедеятельности в данной среде.

В современной педагогической практике имеются технологии, способствующие достижению высокого уровня овладения иноязычной профессиональной компетентностью студентами. Применение методов активного обучения и наиболее эффективного из них «деловых игр» приобрело на сегодняшний день серьезное значение в преподавании иностранных языков.

В образовательных стандартах дисциплины четко распределены по таким категориям как: общеобразовательные, базовые и профилирующие. Полученные студентами теоретические знания по общеобразовательной дисциплине «иностранный язык» могут быть на различном уровне и с различной степенью интеграции применимы в практической деятельности профессионального характера. Одной из наиболее эффективных форм вовлечения студентов в ситуации профессионального иноязычного общения на занятиях, способствующей формированию будущего специалиста более высокого уровня, являются деловые игры. Они позволяют, выработанные на уроках иностранного языка, коммуникативные умения применить в различных ситуациях профессионального взаимодействия, работая совместно с другими участниками игры. Метод активного обучения «деловые игры» по сравнению с традиционными имеет ряд преимуществ:

1) обучение происходит в условиях, максимально приближенных к реальной практической деятельности обучаемых;

2) основан на коллективной деятельности и выработке совместных решений;

3) построен на моделях реальных социокультурных и социально-производственных системах;

3) позволяет специальными средствами создать так называемое управляемое эмоциональное напряжение (при этом повышается интенсивность процесса обучения в связи с его эмоциональной окраской).

Деловые игры могут быть разделены на несколько видов: групповой анализ конкретных профессиональных ситуаций (профессиональное совещание), ролевые, имитационные, организационно-деятельностные. При этом каждый вид определяется набором характерных признаков и требует определенной подготовки материалов со стороны преподавателя для проведения такой игры во время занятия. Для того чтобы быть в курсе профессиональных обязанностей и профессиональных ситуаций общения будущих специалистов, преподаватели кафедры иностранных языков Санкт-Петербургского горного университета поддерживают непосредственную связь с выпускающими кафедрами и консультируются у них по интересующим вопросам.

Принципиальное отличие методики деловых игр состоит в динамичности моделируемой системы и позволяет осуществлять деловое общение и совместную деятельность участников игры на иностранном языке в заданной ситуации общения.

Таким образом, характерными признаками деловой игры являются:

· наличие моделей профессионального иноязычного общения;

·  наличие ролей.

·  различие заданных ролевых целей при выработке решений;

·  коммуникативное взаимодействие участников,

· наличие общей цели у всего игрового коллектива не только в профессиональной сфере а и в языковой;

·  коммуникативная иноязычная вариативность решений;

· управление эмоциональным напряжением;

· система оценивания деятельности участников игры.

Следует подчеркнуть важность обратной связи. В деловой игре таким элементом обратной связи является система оценивания деятельности каждого из участников и всей группы в целом, и чем больше число параметров и характеристик подвергается оцениванию, тем совершенней процесс управления «игрой», а так же возрастает эффективность «деловой игры» как метода обучения. Однако не следует забывать и о том, что реализовать достаточно сложную систему оценивания бывает трудно на практических занятиях.

Таким образом, применение в образовательной практике обучения иностранным языкам «деловых игр» с чётким определением объектов игрового моделирования в профессиональной сфере, как одного из методов активного обучения, способствует значительному повышению результативности образовательного процесса.

Благодаря иноязычно-профессиональной компетенции современный инженер сможет: ознакомиться с новейшими достижениями в своей области; научно проанализировать социально значимые проблемы и процессы; овладеть культурой мышления иноязычной среды; на научной основе организовать свой труд; приобрести новые знания, используя современные образовательные технологии; понять сущность и социальную значимость своей будущей профессии, и основные проблемы различных дисциплин; увидеть взаимосвязь в целостной системе знаний; заниматься проектной деятельностью в профессиональной сфере; методически и психологически подготовиться к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности. Решение подобных задач для будущего специалиста инженерной сферы невозможно без анализа иностранных статей и обмена информацией, что подтверждает необходимость достаточной языковой подготовки. Ориентиром для оценки языковой компетенции служат изданные Советом Европы документы под названием «Современные языки: изучение, обучение, оценка. Общеевропейская компетенция.» (“Modern languages: Learning, Teaching, Assessment. A Common European Framework of reference”), «Европейский языковой портфель» (European Language Portfolio). В указанных документах рассматриваются только некоторые актуальные проблемы организации обучения иностранному языку, требующие создания определённой нормативной базы, на которую могли бы опираться преподаватели иностранного языка в решении задач повышения качества обучения своему предмету.

Таким образом, на основе вышесказанного, можно определить социально - педагогические условия формирования иноязычно - профессиональной компетентности будущего специалиста инженерной сферы, которые определяются как внешними факторами (социальный заказ общества, запросы личности в области иноязычной коммуникации в процессе профессионально-направленного обучения иностранному языку), так и внутренними (учёт индивидуально- психологических особенностей субъекта обучения, опора на ценностно-мотивационную базу обучающегося).

Новый социальный заказ ставит высшие учебные заведения перед необходимостью обучать иностранному языку будущих специалистов не только как средству общения, но и формировать культурно-языковую личность готовую к межкультурному общению. Именно этот факт спровоцировал появление новых концепций в методике преподавания иностранного языка в вузе – концепций профессиональной коммуникации и взаимодействия, и на этой основе формирования дальнейшего развития компетенции будущего специалиста.

Под социально-педагогическими условиями формирования иноязычно- профессиональной компетентности инженера понимается создание надлежащей образовательной среды на занятиях иностранным языком, обусловленной социальным заказом общества на современного специалиста технического направления, с учётом индивидуально-психологических особенностей, мотивационной направленности процесса обучения иностранному языку в техническом вузе. Совершенно очевидно, что современный инженер в своей профессиональной деятельности, совмещая две компетенции: профессиональную и языковую, получает третью, а именно, лингво-профессиональную компетентность.

Список использованных источников

1. Малыгин Е. Н., Фролова Т. А., Чванова М. С. Инженерная педагогика: Учебное пособие. Тамбов: Издательство Тамбовского государственного технического университета, 2005. Ч. II. 80 с.

2. Ярочкина Г.В., Ефимова С.А. Методика проектирования учебных материалов на модульно-компетентностной основе для системы довузовского профессионального образования. Методическое пособие: Московский психолого-социальный институт, Федеральный институт развития образования, 2006. – 177с.

О взаимодействии методических служб в муниципальной образовательной системе Академическая мобильность на рынке образовательных услуг

Cборник научных статей
«Проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России: финансово-экономический социально-политический, правовой и гуманитарный аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2011
© Институт бизнеса и права с 1994 года