Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, статьи, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 


designed by baranenko.com  

Powered by Sun

Спивак Л.С. Инвестиционный климат в Украине: перспективы и пути его улучшения

Кандидат экономических наук, доцент,

 г.Киев, Университет банковского дела Национального банка Украины

         Инвестиционная деятельность  - одна  из важнейших составных частей экономической деятельности Украины. Инвестиционный климат в стране всегда был далеким от идеала, а при новой власти он, похоже, лишь ухудшается.  Стагнацию украинского инвестиционного потенциала подтверждают данные компании «Эрнст энд Янг». По количеству созданных рабочих мест и привлеченных проектов с использованием прямых иностранных  инвестиций Украина – аутсайдер среди 22 стран Центральной и Восточной Европы и прочно занимает десятую позицию на протяжении последних лет.

Таблица 1

Прямые иностранные инвестиции в Центральную и Восточную Европу, 2006-2010гг.

Рейтинг

Страна

Количество проектов

Доля, %

Создано рабочих мест, тысячи

1

Россия

740

16

55,8

2

Польша

719

16

85,0

3

Румыния

572

12

49,4

4

Венгрия

495

11

49,9

5

Чехия

416

9

47,1

6

Болгария

247

5

18,2

7

Словакия

243

5

37,2

8

Турция

231

5

20,5

9

Сербия

200

4

25,6

10

Украина

178

4

7,5

Другие

580

13

25,5

Всего

4 621

100

421, 6

Источник: «Мониторинг европейской инвестиционной привлекательности» 2011 год

         За 2006-2009 г. в Украине создано лишь 6337 рабочих мест и реализовано 148 инвестиционных проектов. В 2010 году ситуация не улучшилась: привлечено 30 инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов и создано тысячу рабочих мест. При этом общая сумма прямых иностранных инвестиций сократилась на 9% до 4,2 млрд. долл. США. Наибольшее количество инвестиций в 2010 году привлечено из стран ЕС – 54% и России – 15,6%,  но по сравнению с 2009 годом их поток из этих стран сократился.

         В отраслевом разрезе наибольшее количество иностранных инвестиций на протяжении 2006-2010 гг. привлечено в финансовый сектор – 24 проекта, 13% от общего количества. Перед кризисом иностранные инвесторы активно входили на украинский рынок, но на сегодняшний день ситуация изменилась – в 2011 году инвесторы отвернулись от этой отрасли. За 10 месяцев текущего года иностранных инвестиций не было.

         В дальнейшем привлечение иностранных инвестиций в банковский сектор Украины будет зависеть от политики Национального банка Украины и деятельности коммерческих банков – если они будут активно кредитовать, а не накапливать риски, то на протяжении двух-трех лет могут заинтересовать иностранных инвесторов.

         На втором  и третьем месте по количеству инвестированных проектов логистика – 10%, производство продуктов питания – 9%. В промышленном секторе количество инвестиций выросло на 11, 5% , но при этом ВВП вырос лишь на 4,2%. Количество промышленных проектов остается мизерным – всего восемь. При этом в странах Центральной и Восточной Европы в 2010 году количество проектов, финансированных за счет прямых иностранных инвестиций, увеличилось на 22 %, на 295 единиц. В этих странах было создано более 65 тысяч дополнительных рабочих мест. В отличие от Украины в других странах Центральной и Восточной Европы доминируют промышленные инвестиционные проекты. В частности, в 2010 году автомобильная, машиностроительная и отрасль логистики занимали 26% от количества всех инвестированных иностранных проектов.

         Основной барьер для притока в Украину инвестиций – коррумпированная власть. Инвесторов и сейчас удерживает высокий уровень инфляции в сочетании с падением ВВП более чем на 15% в 2009 году. Это свидетельствует о шатких деловых возможностях Украины. Декларация о переводе украинской экономики на инновационный путь развития на протяжении последнего десятилетия присутствовала в программах практически всех правительств. Но на практике дальше громких лозунгов и обещаний по созданию в стране привлекательного инвестиционного климата так и не дошло. В феврале 2011 года на заседании Кабинета Министров Украины была представлена и утверждена «Программа развития инвестиционной и инновационной деятельности в Украине». Впервые за годы независимости правительство подошло к решению вопросов модернизации промышленности достаточно серьезно и основательно. Сначала в результате первичного отбора из тысяч проектов было отобрано 250 общей стоимостью 430 млрд. грн., а впоследствии, согласно приведенным в программе критериям, было отобрано 170 проектов на 368 млрд. грн. На главное – это то, что программа четко и однозначно направляет экономику Украины по единственно возможному в сложившихся условиях – пути инновационного развития.

         При этом также однозначно определяется и регламентируется в данном процессе активная роль государства. Именно формирование долговременной инновационной и технической политики на базе стратегического подхода служит мощным механизмом целенаправленного регулирования экономики со стороны государства. При этом эффективная инновационная деятельность возможна лишь при взаимовыгодном партнерстве государства и бизнеса. Именно на партнерстве, а не противостоянии и взаимном поглощении, как это систематически происходит в Украине. Авторы программы предлагают осуществить реформы сферы науки и инноваций в два этапа. На первом – до 2012 года - главной задачей станет создание институциональных и экономических основ для активизации в дальнейшем  инновационной деятельности. В ходе  второго этапа – до 2015 года – планируют использовать созданные механизмы для внедрения отечественных разработок, увеличив долю промышленных предприятий с инновационной составляющей на 12-25% от общего количества. Если все проекты, отобранные правительством в рамках подготовки программы, будут реализованы, это приведет к созданию 700 тыс. новых рабочих мест.

         Цель программы - постепенно приблизить структуру промышленности Украины в структуре развитых стран мира, значительно повысить ее конкурентоспособность.  При этом господдержка, по замыслу разработчиков будет лишь катализатором для привлечения частных инвестиций, как отечественных, так и иностранных. Кроме того, важнейшей чертой, отличающей подходы новой программы от подходов предыдущих правительств, является наличие конкретных критериев, по которым проекты могут попасть в список претендующих на поддержку. И еще одни важнейший момент документа – к конкурсам допускаются только самоокупаемые проекты. Это практически гарантирует их успешную реализацию. К приоритетным сферам программа относит энергетику, АПК, машиностроение, развитие инфраструктуры и жилищное строительство, медицину и информацию. Но главный приоритет – повышение энергоэффективности экономики в целом.

         Реализация программы станет тестом для власти на серьезность намерений двигаться по пути реформ. Станет ли она жертвой лозунгов либо серьезным инструментом модернизации экономики страны и выходом на новый уровень развития. Очень хочется, что бы экономика Украины перестала сползать в пропасть и начала движение по восходящей траектории.

Список используемых источников

1. Детюк Т.Г. инвестиционный климат в Украине/Экономика и держава, - 2009 - №1, стр. 31-34.

2. Пилипенко Г.М. «Инновационно - инвестиционная деятельность и ее регулирование в экономике Украины», Днепропетровск, НГУ, - 2010, - 150 стр.

3. Государственная целевая экономическая программа развития инвестиционно – инновационной деятельности на 2011- 2015 гг.

Формирование международного финансового центра в России ВТО и проблемы воспроизводственной структуры в национальном хозяйстве России

Cборник научных статей
«Проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России: финансово-экономический социально-политический, правовой и гуманитарный аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2011
© Институт бизнеса и права с 1994 года