Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, статьи, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 


designed by baranenko.com  

Powered by Sun

Матвеева О.А. Концепция создания кластеров в регионах как реализация инвестиционной политики государства

 Аспирантка, Санкт-Петербургский государственный

университет низкотемпературных и пищевых технологий

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России.

К настоящему времени использование кластерного подхода уже заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Ряд проектов развития территориальных кластеров реализуется в инициативном порядке, в том числе с использованием инструментов программы поддержки малого и среднего предпринимательства.

Реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспособности бизнеса за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, «ноу-хау», специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижением трансакционных издержек, обеспечивающим формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции.

Формирование и развитие кластеров является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Включение отечественных кластеров в глобальные цепочки создания добавленной стоимости позволяет существенно поднять уровень национальной технологической базы, повысить скорость и качество экономического роста за счет повышения международной конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластера, путем:

- приобретения и внедрения критических технологий, новейшего оборудования;

- получения предприятиями кластера доступа к современным методам управления и специальным знаниям;

- получения предприятиями кластера эффективных возможностей выхода на высоко конкурентные международные рынки.

Президент Международной ассоциации маркетинговых центров “Система ММЦ”, член президиума НП “ОПОРА” Елена Емельянова считает, что кластеры необходимы для тиражирования в России передового опыта. Но чтобы кластеры действительно развились, нужно собрать все заинтересованные в этом структуры на одной площадке. И, как полагает Елена Емельянова, в качестве нее может выступать торгово-промышленная палата РФ.

Вопрос в том, каким все же образом развивать у нас кластеры? Вряд ли мы сможем воспроизвести в нашей стране Силиконовую долину — она возникла в специфических американских условиях. Но вот методологию по их созданию можно перенимать. При этом следует отчетливо понимать: практически любой кластер — это временное явление, он не создается на века. Кластеры появляются и исчезают в зависимости от экономической конъюнктуры. А вот инфраструктура их воспроизводства должна существовать постоянно для того, чтобы кластерные проекты регулярно бы возникали. В этой связи крайне важно формировать центры кластерного развития по всей России. Сегодня же у нас далеко не все даже понимают, в чем смысл и значение таких институтов. Поэтому целесообразно включать пункты по образованию кластеров в региональные планы экономического развития. Сейчас же этого понятие нет во многих официальных документах и кодексах.  

Какая модель кластера в России наиболее актуальна: основанная на самоорганизации экономических агентов (роль государства в этом случае сводится к устранению барьеров на пути их развития и не предполагает прямого государственного вмешательства) или когда предполагается активное участие государства в выделении кластеров, финансировании программ их развития и т.п.

Для России,  на мой взгляд, больше подходит модель кластерной политики с активным, но не чрезмерным участием государства. Государство должно сосредоточиться на создании условий, инициирующих и поддерживающих кластерные процессы, обеспечивая развитие предпринимательской деятельности, в том числе в приоритетных секторах экономики, способствовать формированию и развитию инфраструктурных элементов (технопарков, бизнес-инкубаторов, бизнес-лабораторий и др.) и т.д.

Целью кластерного развития в России должно быть повышение уровня и качества жизни населения, улучшение качества человеческого потенциала, что, в свою очередь, становится источником инновационного развития экономики, обеспечивающего рост конкурентоспособности предприятия, региона, страны в целом. В то же время это способствует увеличению инвестиций не только в производство, но и в человеческий капитал. Данная взаимосвязь подчеркивает необходимость использования кластерного подхода, во-первых, для решения социальных задач, во-вторых, для перевода экономического развития на инновационные рельсы.

В 2005 году были приняты Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, в 2006 году – Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года. Начата работа по формированию национальных исследовательских центров (на базе Курчатовского института создан первый такой центр). Сформирована инфраструктура поддержки инновационной деятельности – технико-внедренческие особые экономические зоны, предусматривающие значительные льготы инновационным компаниям, технопарки, бизнес-инкубаторы при вузах, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования уникальным оборудованием и др. Начата на конкурсной основе поддержка создания и развития инновационных кластеров. Положено начало созданию новой российской «территории инноваций» в подмосковном Сколково, где создается беспрецедентный правовой режим, минимизирующий административные барьеры и налоговое бремя для компаний-резидентов.

Создается система софинансирования государством инновационных проектов частных компаний – через управляющую организацию проекта Сколково, а также, в перспективе, через Российский фонд технологического развития после его реорганизации. В отношении компаний с государственным участием формируется система поддержки разработки и реализации ими программ инновационного развития.

Проведена  значительная работа по совершенствованию правового режима инновационной деятельности – уже введены и продолжают вводиться необходимые налоговые льготы. Принят закон, разрешающий бюджетным учреждениям образования и науки создавать малые инновационные предприятия, за первый год его применения уже создано около 600 малых инновационных предприятий при вузах и научных организациях. Совершенствуется таможенное регулирование экспорта инновационной продукции.

Важно и то, что в последние два-три года вопросы стимулирования инноваций вынесены на самый высокий политический уровень. Создана Комиссия при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию, в рамках которой определены государственные научно-технологические приоритеты, начато финансирование конкретных проектов в рамках этих приоритетов. Повышен статус Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Тема модернизации и инноваций находится в постоянном фокусе политического руководства страны.

В то же время, из запланированных в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года результатов на I этапе (2006-2007г.) достигнуто лишь менее трети от запланированных показателей. При этом большинство показателей оказались ниже предусмотренных инерционным сценарием (не учитывающим мероприятия, проводимые в рамках Стратегии), а некоторые демонстрировали негативную динамику.

Мировой экономический кризис 2008-2009 годов серьезно усложнил для России выход на траекторию инновационного развития. Ухудшилось финансовое состояние предприятий, что препятствует наращиванию доли негосударственного финансирования сектора исследований и разработок. В условиях сокращения доходов бюджета более жесткой стала бюджетная политика, что ограничивает возможности использования государством финансовых стимулов для наращивания инновационной активности. Необходимость поддержания достигнутого уровня социальной защиты населения, пенсионного обеспечения в условиях снизившихся доходов бюджета, негативных демографических трендов, связанных со значительным сокращением численности экономически активного населения, обусловила определенный рост нагрузки на бизнес в части социальных платежей. Это дополнительно ограничивает  для бизнеса возможность инвестирования в инновационное развитие.

Список использованных источников

1.       Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

2.       Прогноз научно-технологического развития РФ на долгосрочную перспективу (до 2030 года). Концептуальные подходы, направления, прогнозные оценки и результаты реализации. Проект РАН. — М., 2008.

3.      Спицын В.В. Создание и развитие локальных высокотехнологичных кластеров: зарубежный опыт //Вестник ТГУ – №302 – сентябрь 2007.

4.      Спицын В.В. Приоритеты и механизмы инвестиционной деятельности в регионе. – Томск: Изд-во ТПУ, 2008.

Современный российский рынок как угроза экологической безопасности Экономические угрозы и экономическая безопасность

Cборник научных статей
«Проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России: финансово-экономический социально-политический, правовой и гуманитарный аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2011
© Институт бизнеса и права с 1994 года