Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, статьи, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 


designed by baranenko.com  

Powered by Sun

Сабинина Н.Н. Научно-методическое сопровождение педагогов в условиях инновационной деятельности

методист ДДЮТ Фрунзенского района

 Санкт-Петербурга, аспирант СПбАППО

Отличительная черта современного мира – динамичные взаимосвязанные изменения во всех сферах жизни общества. В связи с этим приоритетной задачей образования является развитие и формирование у подрастающего поколения таких качеств и способностей, которые позволили бы не только комфортно существовать, адаптируясь к быстро изменяющимся социальным условиям, но и, преодолевая трудности, связанные с восприятием новаций, создавать качественно новое социальное пространство.

Ключевой фигурой образовательного процесса является педагог, именно к нему предъявляются более высокие требования. Современный педагог, прежде всего, сам должен уметь мобильно и гибко реагировать на изменяющиеся условия, постоянно совершенствуя свою профессиональную компетентность.

Исследователи, занимающиеся инновационной проблематикой в настоящее время, все больше обращаются к изучению педагога как субъекта инновационной деятельности, готовности педагога к осуществлению этой деятельности (В.С.Лазарев, В.А.Сластенин, Т.Н.Разуваева и др.); к затруднениям педагогов, вызванным изменениями, вносимыми в содержание и методы обучения и воспитания (Т.С.Полякова, Е.М.Тихомирова, Н.В.Топилина, Э.Р.Хабибулин и др.).

Поскольку ведущим фактором обновления образования признается инновационная деятельность, для ее успешного осуществления необходимо создание целого ряда условий, среди которых организационно-экономические, объективные, а также социально-психологические, субъективные. Если объективные условия можно заранее проанализировать и оптимизировать, то анализ субъективных условий часто остается «за кадром», не учитываются такие важные моменты, как стимулирование творчества, создание и поддержка мотивации, что, наряду с когнитивным, деятельностным, прогностическим и рефлексивным компонентами, составляет готовность педагога к инновационной деятельности на всех ее этапах.

Формированию такой готовности, поддержке педагога в его профессиональной деятельности в современных условиях способствует комплексное научно-методическое сопровождение, осуществляемое поэтапно в образовательном учреждении специалистами методической службы.

В настоящее время в педагогической практике существует богатый опыт  моделей методического сопровождения педагогов на разных уровнях: внутри организации, на муниципальном уровне, во взаимодействии методических служб и др.

В данной статье представлен опыт, реализуемый специалистами методической службы Дворца детского (юношеского) творчества Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Сопровождение педагогов осуществляется непрерывно, с опорой на личностно-ориентированный подход, включает в себя несколько этапов: диагностика и анализ уровня профессиональной компетентности, определение и реализация маршрута сопровождения, обязательная оценка и анализ полученных результатов.

На этапе диагностики определяются профессиональные потребности и затруднения педагогов. Для этого методисты изучают образовательные программы, учебно-методические комплексы, методические пособия, посещают занятия. Особое внимание уделяется диагностике и самодиагностике профессиональных затруднений, осуществляемое педагогом-психологом. Для комплексного оценивания качества деятельности педагогов членами Научно-методического совета ДДЮТ разработан «Оценочный лист профессиональной деятельности педагогов», которым могут пользоваться и заведующие отделами для оценки деятельности педагогов отдела, и сами педагоги для отслеживания своих результатов.

В сопровождении педагогов важным является командный подход, т.е. когда развивающий и образовательный эффект зависит от слаженного взаимодействия педагогов с методистами, педагогом-психологом, научным руководителем.

         В комплексном сопровождении для педагогов предлагаются различные формы систематического обучения с учетом стажа профессиональной деятельности, профессиональных интересов и выявленных проблем. Для начинающих педагогов организована Школа педагогического мастерства. В процессе инновационной деятельности педагоги работают в творческих группах под руководство научного руководителя. Для презентации и распространения опыта работы организуются ярмарки, конференции, круглые столы, дискуссии, выставки и др.

Особое внимание в научно-методическом сопровождении уделяется стимулированию активности педагогов, в первую очередь, через участие в различных конкурсах и смотрах учреждения: «Фестиваль открытых занятий», конкурс педагогических достижений «Сердце отдаю детям», «Методический день», «Смотр электронных образовательных ресурсов», конкурс методических пособий, конкурс педагогической эрудиции и др. Опыт участия во внутренних конкурсах учреждения придает педагогам уверенность и стимулирует на участие в конкурсах педагогических достижений районного, городского, всероссийского уровней.

Научно-методическое сопровождение деятельности педагогов

Скругленный прямоугольник: Диагностика, анализ уровня профессиональной компетентностиПосещение занятий

Изучение информационных потребностей и запросов в повышении квалификации, в приобретении дополнительных педагогических специальностей

Изучение образовательных программ, методической продукции

Скругленный прямоугольник: Определение маршрута научно-методического сопровожденияПсихологическая диагностика и выявление профессиональных затруднений

Консультирование

Систематическое обучение

Стимулирование педагогической активности

Коррекция самообразовательной деятельности


Реализация комплексного научно-методического сопровождения педагогов позволяет достичь следующих позитивных изменений:

- наличие позитивной динамики в повышении квалификации педагогов, уровня их профессиональной компетентности;

- стимулирование потребности к развитию личностного и профессионального потенциала в научной и профессиональной сфере;

- рост числа участников конкурсов педагогических достижений.

Одним из важных результатов такого сопровождения является развитие готовности педагогов к дальнейшему самообразованию.

Системное описание креативности как здоровьесберегающего фактора Проблемы создания административных судов в российской федерации

Cборник научных статей
«Проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России: финансово-экономический социально-политический, правовой и гуманитарный аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2011
© Институт бизнеса и права с 1994 года