Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, статьи, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 


designed by baranenko.com  

Powered by Sun

Шамина Л.К. К вопросу о состоянии государственного финансирования инновационной деятельности

Кандидат экономических наук, доцент,

 Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий

Исследования, опубликованные в  [1, с.214-215], подтверждают, что одних только рыночных механизмов недостаточно для активизации инновационной деятельности, необходима целенаправленная регулирующая функция государства в сфере НИОКР, его ответственность за общую стратегию технологического развития, за поддержку наукоемких технологий и фундаментальных исследований. Мера ответственности и поддержки определяется:

·        высокими издержками некоторых прогрессивных исследований и разработок по отношению к национальным ресурсам;

·        различными недостатками рыночной системы в решении фундаментальных, долгосрочных проблем;

·        стремление к поддержанию военного и оборонно-промышленного потенциалов на максимально высоком научно-техническом уровне;

·        двойным применением некоторых военно-ориентированных исследований и разработок в гражданских отраслях экономики и др.

Явно выраженная тенденция к увеличению доли государственных расходов в ВВП развитых стран  позволяет государству заботиться о структурных преобразованиях, поддерживая новые и прогрессивные отрасли с наукоемкой продукцией, проводить активную инвестиционную политику, поддерживать национальных производителей на мировых рынках.

Приведенные ниже данные (табл.1)  сопоставления государственных расходов на поддержку НИОКР в странах «восьмерки» в 2007 и 2010г.г., опубликованные в [2], свидетельствуют о наращивании финансирования научных исследований и опытно-конструкторских разработок.

     Таблица 1.  Государственные расходы на поддержку НИОКР

 в странах «восьмерки» (% от ВВП)

Страна/Годы

2007

2010

США

0,99

1,18

Германия

0,74

0,90

Франция

0,72

0,74

Япония

0,68

0,74

Великобритания

0,63

0,70

Италия

0,61

0,59

Канада

0,58

0,61

Россия

0,33

0,56

Из прямых сопоставлений данных 2008г. (табл. 2) [3] следует хорошо известные специалистам выводы о сравнительно скромных масштабах финансирования научных исследований в России по сравнению с лидерами развитого мира. Разрыв с США представляется особенно внушительным, однако, при сравнении с другими странами, более близкими России по масштабам экономики и уровню развития, ситуация выглядит по-другому.

Таблица 2. Внутренние затраты на НИР в странах «восьмерки»

Страна

Всего, млрд.долл.США

Доля ВВП, %

В расчете на душу населения, долл.США

США

243,6

2,64

892,1

Япония

94,7

3,04

747,7

Германия

47,6

2,44

580,2

Франция

28,8

2,17

478,1

Великобритания

25,4

1,87

427,6

Италия

13,8

1,04

240,6

Канада

13,4

1,66

439,9

Россия

10,2

1,01

70,2

  Подобная динамика показателей внутренних затрат на научные исследования в России была характерна для 2009-2011г.г., а также прогнозировалась на 2012-2013гг.

В [4] указывается, что в РФ ожидается сокращение государственного финансирования статьи «Поддержка инновационных проектов» с 71,5 млрд.руб. в 2012г. до 27, 8 млрд. в 2013г., а также уменьшение финансирования фонда «Сколково» с 22 млрд.руб. в 2012г. до 17,1 млрд. в 2013 и 2014 гг. С 2013г. прекратятся взносы в уставный капитал «Роснано». Вчетверо (с 10,6 млрд. руб. до 2,9 млрд. руб. и затем до 2,3 млрд.) снижается поддержка фонда инфраструктурных и образовательных программ.

Бюджетное финансирование не может стать основой инновационного развития страны, но служит катализатором инновационных процессов, демонстрационной моделью более эффективной и современной модели развития для частного капитала.

По данным [4] доля внутренних затрат  на исследования и  разработки в России чуть возросла  с 1,24%  ВВП в 2009г. до 1,32% ВВП в 2010г. При этом суммарные затраты  на НИОКР в 2010  г. составили 523,4 млрд. руб. Но если считать в постоянных ценах, то в 2009г. затраты на НИОКР возросли на 11% по сравнению с 2008 годом, а в 2010г. произошло снижение на 3% по сравнению с 2009г.

По данным, опубликованным в [5], источниками финансирования технологических инноваций на российских предприятиях являлись собственные средства, средства федерального и местного бюджета, средства иностранных инвесторов и иные средства. По данным [5] в 2009 году технологические инновации финансировались из собственных средств предприятия (74% от общего объема финансирования), на средства государственного бюджета приходится лишь 3%.

Следовательно, в ближайшей перспективе (2-3 года) оживление инновационной активности отечественных предприятий весьма проблематично, тем более, что по данным [5] на инновации в промышленном производстве больше всего затрат использовалось на приобретение машин и оборудования – 51,2%, и лишь 27% - на исследования и разработки.

Список использованных источников

1. Механизмы технологического развития экономики России: Макро и мезоэкономические аспекты/ К.А.Багриновский, М.А.Бендиков, Е.Ю.Хрусталев; Центральный экономико-математический ин-т. – М.: Наука, 2003. – 376 с.

  1. Все, что вы хотели знать об инновациях. Тематическое приложение к газете «Коммерсантъ», №54, 18.10.2011г.

3. Бекетов Н.В. Современные тенденции развития науки и инновационной деятельности// Проблемы современной экономики, N 3(15), 2008

  1. Инновации без денег//Ведомости №202 (2968) 26.10.2011

5. Российский статистический ежегодник 2009г./Росстат, 2010, 795с.

6. Шамина Л.К. К вопросу о состоянии современной инновационной инфраструктуры./ Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления. Сборник научных статей, Вып.7/ Под общей ред. проф. В.В.Тумалева. – СПб.: НОУ ВПО Институт бизнеса и права, 2009. – С.128-131

Предпосылки утраты конкурентоспособности РФ Экономические доктрины и угрозы рынку

Cборник научных статей
«Проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России: финансово-экономический социально-политический, правовой и гуманитарный аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2011
© Институт бизнеса и права с 1994 года