Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, статьи, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 


designed by baranenko.com  

Powered by Sun

Кузина Н.Н. О взаимодействии методических служб в муниципальной образовательной системе

Кандидат педагогических наук, доцент,  Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Системные изменения, происходящие в российском образовании, требуют от районных методических служб новых, современных, актуальных и востребованных педагогической общественностью подходов к организации работы, способствующей повышению качества и степени адаптивности системы образования района к современным требованиям образовательной политики.

В последнее время в педагогической науке заметно возрос интерес к методической работе, проблемам ее оптимизации, совершенствования функций и форм. В исследованиях Р.И.Будниковой, Л.И.Дудиной, И.В.Жуковского, В.И.Зверевой, Л.П.Ильенко, В.М.Лизинского, Н.А.Лукиной, А.М.Моисеева, О.М.Моисеевой, Н.В.Немовой, М.М.Поташника, П.И.Третьякова, Л.И.Филатовой, З.М.Шевченко и других раскрываются различные аспекты методической деятельности в образовательных учреждениях.

Приоритетными задачами, стоящими сегодня перед методическими учреждениями являются стимулирование позитивных изменений в образовании, развитие инновационных практик. Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является одним из ключевых механизмов развития общего образования. В ней подчеркивается, что главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Система общего образования должна быть перенастроена на освоение современных компетентностей, отвечающих общемировым требованиям к человеческому капиталу.

В этих условиях возникает потребность в поиске новых форм и моделей взаимодействия всех субъектов инновационной деятельности.

 Основой взаимодействия становится разработка цели совместной деятельности, овладение каждым субъектом взаимодействия своими функций в реализации этой цели.

Феномен взаимодействия как средства повышения эффективности совместной деятельности различных субъектов разрабатывается в науке достаточно активно. С философских и социологических позиций взаимодействие раскрывается в исследованиях А.И.Антонова, В.Г.Афанасьева, И.В.Бестужева-Лады, Л.П.Буевой, И.С.Кона, А.Г.Харчева и др. В психологии и педагогике феномен взаимодействия изучали: Л.Н.Аксеновская, Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, В.В.Бойко, В.К.Дьяченко, В.А.Кан-Калик, И.Б.Котова, В.А.Крутецкий, В.А.Леонтьев, Н.Н. Обозов, В.А.Петровский, А.Б.Резник и др.

Взаимодействию деятельности различных методических служб посвящены исследования Е.В.Василевской, М.А.Гончаровой, М.М.Поташника, П.И.Третьякова, Л.А.Тарита и др.

Однако, несмотря на активное внимание науки к проблеме оптимизации деятельности методических служб, следует отметить, что на практике сохраняется рассогласование в деятельности методических служб по управлению инновациями в районных образовательных системах, что зачастую приводит к формализму и не обеспечивает должного качества инновационной деятельности или обесценивает значимость новаций, не позволяет познакомиться с позитивными результатами деятельности. Об этом свидетельствуют научные исследования Василевской Е.В., Дудиной Л.И, Калиты B.C., Никишиной И.П., в которых выявлены факторы, снижающие эффективность методической работы.

Управленческое направление проявляется в необходимости создания условий для становления единого методического пространства территории, расширении сетевого взаимодействия методических служб разного уровня. Такое взаимодействие способствует росту субъектного потенциала муниципальных образовательных систем. В этой связи, большое значение приобретает освоение технологий управления инновационными проектами, заключающимися в создании организационных, кадровых, технологических, научно – методических условий для развития инновационных процессов; ознакомлении педагогов с проектно – рефлексивными формами  организации инновационной деятельности, трансляции опыта работы школ по реализации проектов. В этом процессе муниципальная методическая служба организует мероприятия по проектированию сети пилотных и стажерских площадок для диссеминации опыта и его передачи в массовую практику, консультирует субъектов инновационного опыта по оказанию им методической помощи в технологизации обобщения и представления опыта.

Доказала свою эффективность модель сетевой организация муниципальной методической службы, которая включает школы педагогического опыта, педагогические мастерские, методические центры на базе образовательных учреждений. Такие методические центры создаются по отдельным направлениям содержания образования, например, по проблемам начального образования, преподавания гуманитарных, естественно-математических дисциплин, иностранных языков или по наиболее актуальным проблемам в развитии образования (центры инноваций, профильного обучения, эстетического воспитания, интеллектуального развития дошкольников, новых педагогических технологий и др.). Подобная организация методической службы способствует реализации личностного подхода к работе с педагогами, созданию условий для профессионального роста учителей, воспитателей, подготовке педагогов к аттестации, освоению передового педагогического опыта.

Сетевая модель организации методической службы реализуется на основе таких принципов, как:

- открытость во взаимодействии с образовательными учреждениями на основе «социального партнёрства»;

- развитие прочных вертикальных и горизонтальных связей между профессиональными командами, работающими над общими проблемами;

- использование «сетевого взаимодействия», когда любое образовательное учреждение и педагог могут взаимодействовать с любым образовательным учреждением или педагогом по вопросам совместной работы, по разработке, апробированию инновационных моделей содержания и управления образования;

- применение в организационной форме деятельности методической службы технологии проектного метода или проектного подхода. [1, стр.13-14].

Методическая работа в новой модели организуется при активном участии педагогов, когда деятельность каждого участника сетевого сообщества направлена на решение следующих задач:

- развитие муниципальной системы образования через методическую сеть, которая обеспечивает открытость достижений педагогов, стимулирует их активность в распространении и освоении инновационного опыта;

- организация системной адресной поддержки в развитии творческого потенциала и конкурентоспособности образовательных учреждений и педагогов;

- создание благоприятных условий для непрерывного образования педагогов, роста их профессиональной компетентности, формирования лидерской позиции;

- повышение роли победителей приоритетного национального проекта «Образование», конкурсов педагогического мастерства в работе по распространению инновационного педагогического опыта [2, стр. 96].

Условиями функционирования такой сетевой модели является наличие нормативно-правовой базы, интеллектуальных ресурсов в виде возможностей подготовленных методистов, достаточного материально-техническое оснащение, включающего необходимую компьютерную технику, программно-методическое обеспечение (в виде методических материалов и электронных ресурсов для удовлетворения информационных потребностей участников сети, а также наличие единой информационная сети. Возникает необходимость в появлении  новой должностей - методиста по сетевой организации работы с общеобразовательными учреждениями, координаторов методических объединений, координаторов проектов.

Инициация и методическое сопровождение инновационных процессов является основополагающим направлением реализации сетевой модели муниципальной методической службы, включающим управленческое обеспечение инновационных процессов.

В условиях сетевого взаимодействия актуальными становятся такие формы методической работы, которые позволяют педагогам полнее раскрываться в ходе творческого общения, повышать свою профессиональную компетентность, реализовать свой потенциал: мастер – классы, творческие микрогруппы, проектные команды, временные проблемные группы, педагогические мастерские, кружки качества, тренинги. Подобные формы методической работы помогают смоделировать индивидуальные траектории профессионального роста каждого педагога. Деятельность методического центра в условиях сетевой организации направлена на создание единого информационного пространства, обеспечивающего целостность образовательной среды.

Результативность модели сетевой методической службы состоит в том, что

- реализуется адаптивная структура управления методической работы с педагогами, которая позволяет оперативно решать постоянно возникающие задачи на принципе делегирования полномочий и ответственности;

- реализуется модель непрерывного образования педагогов за счет введения новых временных элементов сети – проектных команд;

- вводится мобильная система адресно-методической поддержки как для педагога, так и педагогического коллектива образовательного учреждения;

- формируются лидерские позиции педагога;

- расширяется сетевое образовательное пространство через введение новых форм взаимодействия;

- развиваются маркетинговые возможности методической работы в целях получения синергетического эффекта в процессе деятельности. [2, стр. 105].

Появляются и такие модели методической деятельности, как «Кластер-службы» При этом кластер понимается как организационная форма объединения усилий заинтересованных сторон в направлении достижения конкурентоспособных преимуществ. Преимущества основываются на взаимодополнении опыта и научных наработок, и дают возможность:

· создавать систему методической поддержки инновационной деятельности учителя, становления и развития авторских педагогических систем, внедрения современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий через организацию инновационных методических центров на базе образовательных учреждений;

· развивать вертикальные и горизонтальные связи между профессиональными сообществами педагогов, что повысит ответственность за конечный результат деятельности;

· использовать сетевое взаимодействие между кластерами, когда любое ОУ и педагог могут взаимодействовать с другими образовательными учреждениями, учреждениями социума по вопросам совместной деятельности.

Инновационность «кластерной» модели состоит в том, что вся методическая работа организуется не как обслуживание учителей, а как совместная работа, которая обеспечивает открытость достижений педагогов, стимулирует активность в освоении инновационного опыта. Такая модель предполагает создание и организацию работы стажерских площадок; выращивание из числа практиков, тьюторов, способных передавать свой опыт; управление самостоятельной работой педагогов непосредственно на рабочих местах и аттестацию кадров. При этом круг участников деятельности увеличивается, наличие личных контактов и общего взаимодействия облегчают коммуникацию и передачу информации.

Таким образом, методической службе отводится значительная роль в осмыслении инновационных идей, в сохранении и упрочении педагогических традиций, в стимулировании активного новаторского поиска и совершенствования педагогического мастерства. Взаимодействие методических служб способствует росту качественных показателей системы образования района в целом, позволяет осуществлять изучение, исследование, анализ инновационной педагогической практики в образовательных учреждениях; рассматривать изучение, обобщение и внедрение инновационного педагогического опыта как мощный ресурс для развития муниципальной системы образования; осуществлять методическое сопровождение опытно-экспериментальной и исследовательской работы; содействовать созданию единого информационного образовательного пространства в  территории с выходом в информационные сети.

Список использованных источников

1. Василевская Е.В. Методическая работа в системе образования: состояние, тенденции, проблемы. – М.: АПКиППРО, 2008, с.13-14.

2. Горностаев А.О. Роль методической службы в муниципальной системе образования // Методист, 2007, №5, с. 17.

3. Коростелева Н.В. Роль методической службы в формировании экспериментального пространства округа // Образование в современной школе, 2007, №8, с. 25.

4. Муниципальные методические службы в условиях системных изменений в образовании.- Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2008.

5. Смирнов И.А. Приоритетные направления деятельности районной методической службы в контексте модернизации образования // Методист, 2008, №3, с. 25.

Актуальные проблемы педагогических инноваций в образовательной среде вуза Формирование профессональной иноязычной компетенции посредством «деловой игры» в техническом вузе

Cборник научных статей
«Проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России: финансово-экономический социально-политический, правовой и гуманитарный аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2011
© Институт бизнеса и права с 1994 года