Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, статьи, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 


designed by baranenko.com  

Powered by Sun

Колотилин А.В.,1 Небогов Н.Н.2 Оптимизация стратегии развития муниципальных образований современной России как фактор стабильности государства

1Кандидат юридических наук ,доцент,

НОУ ВПО «Институт бизнеса и права»;

2депутат Муниципального совета №35 (Пороховые), Санкт-Петербург

Развитие муниципальных образований в современной России представляет собой один из ключевых факторов обеспечения стабильности в государстве. Местные власти призваны постоянно разрешать наиболее насущные проблемы жизнедеятельности населения муниципальных образований, проблемы, от качественного и оперативного решения которых во многом зависит комфортная жизнь каждого конкретного жителя определенной территории, улицы, дома, подъезда, квартиры. Выбор оптимальной стратегии развития муниципальных образований в существенной степени воздействует на стратегическое функционирование и совершенствование всего Российского государства в целом.

Стоит отметить, что за последние годы многое удалось сделать на пути к закреплению местного самоуправления в качестве неотъемлемого элемента демократического и правового Российского государства. Были приняты основные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность граждан по осуществлению конституционного права на местное самоуправление. Создана и довольно эффективно действует система органов местного самоуправления. Сформирована финансово-экономическая база, необходимая для деятельности муниципальных образований.

Вместе с тем, несмотря на все предпринимаемые государством усилия, еще остаются отдельные проблемы на пути развития муниципальных образований, которые не решены в полной степени. К примеру, проблемы развития у муниципальных образований нередко возникают на первоначальном этапе их создания и установления территориальных основ местного самоуправления. Вопросы, связанные с разделением территории субъекта РФ на отдельные муниципальные образования и установлением их административно-территориальных границ, были, в частности, одними из наиболее сложных при разработке нового Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 161–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации »[1].

Указанный федеральный закон устранил некоторые сложности рационального разделения субъекта России на муниципалитеты с равномерным распределением численности населения в каждом. В частности, данный нормативно-правовой акт более обоснованно распределил полномочия между муниципальными образованиями различных организационных форм, исключив ситуацию, при которой городское муниципальное образование с миллионной численностью населения и маленький сельский муниципалитет с населением 2–3 тысячи человек обладали одинаковым объемом полномочий при объективно разных возможностях. Подобную ситуацию допускал действующий ранее Федеральный закон Российской Федерации от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации »[2]. 

C территориальными проблемами развития муниципальных образований часто довольно тесно бывают связаны проблемы развития муниципального хозяйства. Многие муниципальные предприятия и учреждения, особенно, работающие в сфере жилищно-коммунального комплекса, осуществляют свои функции крайне неэффективно. Для развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований необходимо найти решение целого ряда самых различных задач. Специалисты по местному самоуправлению выделяют целый ряд проблем, которые непосредственно связаны с ЖКХ. Так, В.Н.Парахина среди прочего называет хронический дефицит финансовых средств; низкий уровень научно-технического потенциала и острая нехватка современных машин, оборудования, инструментов, материалов, средств механизации и автоматизации; отсталые технологии; негибкие формы организации производства и труда; недостаточная квалификация работников; неоправданное совмещение функций заказчика и подрядчика на предприятиях муниципального хозяйства; отсутствие действенных стимулов к повышению качества работы и более полному удовлетворению потребностей населения; фактическое отстранение потребителей (населения) от влияния на результаты деятельности производителей работ и услуг в муниципальном хозяйстве»[3].

В современной России жители муниципальных образований все чаще предпочитают организовывать местное самоуправление на самом низшем уровне – уровне подъезда или дома. Товарищества собственников жилья уже давно приобрели массовый характер. В определенной степени это позволяет местным жителям самостоятельно решать свои жилищные и бытовые проблемы, не рассчитывая на помощь государства и местных властей. Впрочем, далеко не все жители дома или подъезда принимают активное участие в деятельности ТСЖ. Подобная картина наблюдается и при осуществлении жителями муниципального образования непосредственных форм местного самоуправления в целом. Население, как правило, неохотно участвует в местных выборах, референдумах, сходах, публичных слушаниях. Абсентеизм избирателей на муниципальных выборах привел к тому, что на последних выборах вообще не устанавливается необходимый процент явки избирателей для признания выборов состоявшимися.

Помимо перечисленного, одной из важнейших проблем развития муниципальных образований можно назвать совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для муниципальной службы и органов государственной власти, осуществляющих взаимодействие с муниципальными образованиями. Несомненно, что уровень подготовки муниципальных служащих и депутатов нуждается в постоянном совершенствовании. Для этого необходимо развивать сеть специальных курсов для подготовки специалистов по местному управлению. При этом обучение, по верному замечанию академиков В.Г.Игнатова и В.И.Бутова, не должно быть бессистемным и оторванным от реальной жизни [4].

В определенной степени решить обозначенную проблему призвана система подготовки кадрового резерва государственных и муниципальных служащих. Например, во исполнение поручений Президента РФ по формированию управленческих резервов к 1 марта 2009 года во всех субъектах РФ были укомплектованы кадровые резервы общим числом 27, 5 тысяч человек [5].

Безусловно, качественное, своевременное и окончательное решение данных проблем будет способствовать утверждению такого неотъемлемого элемента нового демократического и правового российского государства, как местное самоуправление. Последнее, в свою очередь, призвано стать одним из цементирующих, базовых столбов России, позволяя обеспечивать ее поступательное развитие, а также благополучие российского общества.

Список использованных источников

1.      Российская газета.2003. 8 октября.

2.      Собрание законодательства Российской Федерации.1995. № 35.

3.      Парахина В.Н. Муниципальное управление. М., 2007. C. 291 – 292.

4.      Игнатов В.Г., Бутов В.И. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт. М., 2005. C. 307.

5.      http://state.kremlin.ru/commission/3/news/5130

Деятельность Федеральной антимонопольной службы России как средство защиты прав и законных интересов хозяйствующих субъектов Современный российский рынок как угроза экологической безопасности

Cборник научных статей
«Проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России: финансово-экономический социально-политический, правовой и гуманитарный аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2011
© Институт бизнеса и права с 1994 года