Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, статьи, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 


designed by baranenko.com  

Powered by Sun

Шиян Г.Н. Теоретические основы возникновения и проявления синергетического эффекта как одного из ключевых компонентов стратегии корпоративного уровня

Кандидат экономических наук, доцент, Санкт-Петербургский филиал Российского государственного гуманитарного университета

Синергизм, в основе которого лежит соответствие ресурсов и возможностей предприятия, может предопределить успех его новых проектов. Конгломераты могут игнорировать синергетический потенциал своих предприятий, воздерживаться от усилий, направленных на получение эффекта от совместной деятельности. Однако синергизм является одним из ключевых компонентов стратегии корпоративного уровня  [3, с.28].

В своей концепции синергизма И.Ансофф делает акцент на роли его экономической базы, потенциале не только материальных, но и нематериальных активов, в их тесной связи со способностями компании. Именно он определил экономическое содержание феномена синергизма как возможность того, что результат совместных усилий нескольких бизнес-единиц превысит итоговый показатель их самостоятельной деятельности [1].

Целью синергизма является реализация эффекта «безбилетника», выражающегося в том, что ресурсы, аккумулируемые одними функциональными направлениями деятельности предприятия, используются одновременно и без дополнительных расходов другими функциональными направлениями.

Большинство физических ресурсов не способно обеспечить потенциал возникновения эффекта безбилетника или одновременного использования. Если две независимые части завода используются для производства двух различных товаров, синергизма не существует. Финансовые ресурсы не могут использоваться одновременно в двух сегментах. Если денежные средства вкладываются в разработку одного товара, «куски пирога» для остальных продуктов уменьшаются.

С невидимыми активами все иначе. В отличие от материальных активов и финансовых ресурсов невидимый актив, такой как технология или отношение к производству, может быть использован в более чем одной области деятельности одновременно без ущерба для своей полезности. Это и есть классический эффект безбилетника. При одновременном использовании невидимый актив не только не утрачивает ценность, но и преумножает ее. Возникновение синергизма связано с одновременным использованием ресурсов в нескольких областях деятельности без какого-либо ущерба для каждой из них. Комплементарный эффект возникает при использовании материальных активов, синергетический – невидимых активов.

Сутью невидимых активов является информация, обеспечивающая эффект безбилетника. Лишь основанные на этой информации, активы могут быть использованы многократно и одновременно. Именно информация обладает тремя определяющими возникновение синергизма свойствами: она может использоваться одновременно, она не изнашивается со временем, а комбинирование ее частей позволяет получить принципиально новый «продукт».

В синергизме совместные эффекты измеряются между двумя состояниями; в анализе сильных и слабых сторон квалифицируются компетенции компании относительно идеального уровня результатов бизнеса. Синергизм способствует принятию решений относительно движения компании; анализ сильных и слабых сторон - использованию определенных преимуществ или исправлению некоторых внутренних недостатков компании. Таким образом, различие действительно существует, и состоит оно в точках зрения [2, 3].

Одним из способов классификации синергизма является деление по критерию составляющих прибыли [4]:

1. Торговый синергизм. Имеет место в случае, если товары поставляются по одним и тем же каналам распределения, их разработкой руководит одна и та же администрация или если они хранятся на одном складе. Возможности «связанных» продаж, предоставляемые компанией, поставляющей полную товарную линию родственных продуктов, способствуют повышению производительности торговых агентов. Общие реклама, стимулирование сбыта, репутация - все это позволяет добиться увеличения размеров дохода при фиксированных инвестициях.

2. Операционный синергизм. Является результатом более высокой степени использования производственных мощностей и персонала, распределения накладных расходов, преимуществ общих направлений обучения и закупок крупных партий товаров.

3. Инвестиционный синергизм. Может быть следствием совместного использования заводского оборудования, общих запасов сырья, перемещения данных ИИР с одного товара на другой, эксплуатации общего станочного оборудования.

4. Управленческий синергизм. Хотя фактор менеджмента представлен в ряду компонентов прибыли в неявной форме, данный тип синергизма во многом определяет общий положительный эффект.

Любая обобществленная деятельность предполагает определенные издержки, так как участвующие в ней бизнес-единицы вынуждены вносить определенные коррективы в свое поведение. Издержки совместной деятельности могут быть разделены на три типа:

- издержки координации;

- издержки компромиссов;

- издержки негибкости.

Понимание издержек координации не представляет особых трудностей. Осуществляя совместную деятельность, бизнес-единицы должны координировать свои усилия в таких областях, как календарное планирование, расстановка приоритетов, разрешение проблем. Издержки координации включают время, персонал и, возможно, деньги. Они варьируются в зависимости от вида общей деятельности. Так, наличие общего персонала требует непрерывной координации, но совместные закупки могут потребовать лишь периодических коммуникаций для определения количества закупаемых для каждой единицы в определенный период сырья или товаров. Различные бизнес-единицы могут особым образом оценивать издержки координации. Небольшие единицы, находящиеся под мощным влиянием крупных образований, обычно оценивают их как более высокие. Единицы, лишенные рычагов управления совместной деятельностью или косвенно в ней участвующие, как правило, весьма озабочены соблюдением своих интересов [5].

Вторым видом издержек обобществления являются издержки компромисса. Совместная деятельность предполагает согласованность действий участвующих в ней единиц. Такого рода согласование далеко не всегда является оптимальным для участников процесса. Например, в случае создания общего отдела сбыта его сотрудники в отличие от специалистов конкретного подразделения могут уделять меньшее внимание продукции каждого из участников, или иметь недостаточные знания о ней. Аналогично результатом совместного производства компонентов может быть несоответствие их дизайна требованиям одного из участников. Издержки компромисса могут возникать не только в основной, но и во вспомогательной деятельности. Наличие общего торгового персонала, к примеру, может исключить возможности выполнения продавцом второстепенных сервисных функций, увеличивая тем самым потребность в «чистых» специалистах по обслуживанию. Выбор политики обобществления мощностей может повлиять на издержки или дифференцирование одной или более вовлеченных в совместную деятельность единиц.

Третий тип издержек совместной деятельности — издержки негибкости. Негибкость в данном случае принимает две формы: 1) потенциальная сложность участия в конкурентной борьбе; 2) наличие барьеров на выходе из отрасли. Совместная деятельность может негативно отразиться на скорости реакции бизнес-единиц на действия конкурентов, так как попытки противостоять соперникам одного подразделения могут негативно отразиться на выгодах от обобществления для его «сестер». Следствием совместной деятельности нередко становятся барьеры на выходе, ведь уход с «поля боя» не имеющей конкурентного преимущества бизнес-единицы может повредить связанным с ней подразделениям компании. В отличие от других видов издержек совместной деятельности издержки негибкости имеют характер скорее потенциальной угрозы, то есть возникают в ситуации, предъявляющей высокие требования к гибкости компании (конкурентные действия или выход из бизнеса).

Даже при удовлетворительной ресурсной поддержке компания рискует потерпеть фиаско в силу ее неэффективного использования при построении стратегии. Условиями результативного применения ресурсов компании являются их полное использование, реализация всего заложенного в них потенциала и наличие соответствующих технологий. Каждая компания должна проверить наличие незадействованных ресурсов. Если в зимний период один из заводов компании, как правило, останавливается, необходимо задуматься о целесообразности разработки нового товара и организации его выпуска на предприятии, что позволит более полно использовать имеющиеся мощности. Но здесь возникают проблемы с идентификацией скрытых ресурсов, и менеджмент должен уделить данному процессу особое внимание.

Задача полного раскрытия потенциала каждого ресурса является значительно более сложной, чем полное их использование. Особенно трудно определить реальный потенциал и разработать стратегии для извлечения выгоды из наиболее важных ресурсов компании - невидимых активов. [5].

Потенциал динамичных комбинаторных преимуществ синергизма существует всегда, ведь будущие стратегии обладают эффектом безбилетника как раз благодаря текущей стратегии. Если реализация будущей стратегии начинается прежде, чем текущая стратегия исчерпает весь потенциал невидимых активов, тем лучше. На областях совмещения периодов использования одновременное использование ресурсов создает статичный синергетический эффект.

Список использованных источников

1. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. – 521 с.

2. Карлофф Б. Деловая стратегия. Пер. с англ. / Научн. ред. В.А.Принискова. М.: Экономика, 1991. – 239 с.

3. Кемибелл Эндрю, Лачс Кэтлич. Стратегический синергизм (2-е издание. СПб.: ПИТЕР, 2004. – 415 с.

4. Паппэ Я.Ш. Российский крупный бизнес как экономический феномен: особенности становления и современного этапа развития // Проблемы прогнозирования. 2002, № 1. - С.64-69.

5. Яковлев Р.А. Оплата труда на предприятии. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2004. – 344 с.

Экономические доктрины и угрозы рынку Современные производственные системы предприятий

Cборник научных статей
«Проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России: финансово-экономический социально-политический, правовой и гуманитарный аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2011
© Институт бизнеса и права с 1994 года