Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, статьи, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 


designed by baranenko.com  

Powered by Sun

Курочкин А.К. Политическая культура граждан России как результат деятельности СМИ

Кандидат философских наук, доцент

Институт бизнеса и права, Санкт-Петербург

Сегодня политику невозможно себе представить без прессы, Интернета и телевидения. Зависимость граждан от СМИ стала настолько велика, что на сегодняшний день разработаны специальные политические технологии по формированию у людей той или иной политической позиции или иллюзии. Можно с определённой долей уверенности утверждать, что-то политическое и культурное состояние, в котором сегодня находится та или иная страна – это результат работы по-разному ангажированных СМИ.

        Средства массовой информации (СМИ) в политической структуре любого государства выполняют самые разнообразные функции: информирование населения о событиях, происходящих в стране и мире, образование и социализация граждан, обсуждение актуальных для народа вопросов под разными углами зрения, реклама в различных её проявлениях. В современной России СМИ также оказывают реальное влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, экономику, право, образование и культуру.

        Характер взаимоотношений государства  и СМИ варьируется от страны к стране в зависимости от того, о каких органах СМИ идёт речь, какое конкретное правительство в данный период времени находится у власти, какие проблемы выдвинуты в центр внимания, а также от многих иных нюансов. Немаловажное значение имеет и то, в какой степени журналисты, репортёры, обозреватели, редакторы и издатели разделяют те или иные ценности, идеалы, обладают культурой и ответственностью перед своими гражданами.

Хотя часто отдельные газеты и журналы ассоциируются с конкретными политическими партиями или структурами бизнеса - большинство органов СМИ в демократических странах, а Россия, на наш взгляд, пока ещё только стремится стать таковой, предпочитают подчёркивать свою независимость от государства и государственно-политических институтов.

Вместе с тем необходимо отметить, что для получения информации по важнейшим вопросам государственной политики СМИ заинтересованы в доступе к ведущим государственным и политическим деятелям, особенно руководителям партий, государств и правительств, являющихся источником информации «из первых рук». Неудивительно, что подавляющая часть известных и ведущих журналистов сосредоточена именно в столицах государств.

Важным инструментом осуществления влияния правительства на СМИ является предоставление им государственных субсидий и иной финансовой помощи. Так в России, по данным Левада-центра, на момент 2011 года не осталось не одного телевизионного канала, находящегося в частных руках и независимого от государства. Вместе с тем, любой здравомыслящий политик отчётливо понимает, что, апеллируя к таким чувственным, иррациональным, эмоционально-волевым компонентам общественного сознания, как чувство любви к Родине, националистические и патриотические настроения и т.д., только пользующиеся доверием народа СМИ способны мобилизовать поддержку значительных слоёв населения для тех или иных акций, в интересах правящих кругов и отдельных заинтересованных групп.

Практически все политические силы нашего общества признают СМИ  важнейшим инструментом реализации политической цели, в некоторых случаях – самым главным (недаром средства массовой информации называют четвёртой ветвью власти, имея в виду её конкретную значимость). Вера во всемогущество, например телевидения, настолько велика, что многие политические и общественные деятели не без основания считают, что те силы, которые сегодня контролируют ТВ и его программу – они как бы участвуют в программировании мыслей телезрителей, формируют стереотипы мышления большей части населения страны. Следовательно, по культурно-образовательному и нравственно-мировоззренческому уровню нашего российского ТВ и СМИ в целом, можно с уверенностью судить о менталитете их руководителей и о целях, которые ими ставятся.

Также можно сказать наверняка, что в условиях отсутствия в государстве реальной многопартийности и сколько-нибудь значимых оппозиционных организаций и союзов, способных противостоять системе правящей власти, СМИ теряют своё влияние на гражданское общество, на народ. Они становятся выразителями только однобокой государственной точки зрения и перестают отражать сложность реальных процессов в стране. Любая несистемная оппозиция в лице партийных блоков «Стратегия 31», «Другая Россия», «Левый фронт», «Солидарность» обязательно позиционируется властью как небольшая, но вредная кучка маргиналов и смутьянов дестабилизирующая жизнь общества, а потому должна быть разогнана, разложена изнутри и изжита как несвойственная для России экстремистская политическая организация.

Однако, уничтожение независимой, самобытной, яркой антикремлёвской оппозиции, её печатных органов, негласный запрет на митинги, демонстрации и несанкционированные народные движения (вопреки статье 31 Конституции Р.Ф.), сворачивание реальных аналитических новостных передач и дискуссионных программ на ТВ опять упрямо тащит страну к давно известному результату под названием «застой». Вновь на безбрежных российских просторах царствует полное безразличие народа к политической жизни, недоверие (переходящее в ненависть) к правящей элите, уход в кухонное подполье и Интернет-блоги всех жизненно важных для страны назревших и перезревших проблем, фиктивно-лицемерные заказные рейтинги и сплошная имитация политиками видимости внешнего благополучия в стране.

Многие социальные процессы в Российской Федерации, связанные с давно назревшим реформированием практически всех сфер её жизни, переустройством политической и экономической систем, проходят сегодня, в преддверии череды выборов, острой политической борьбе, принимают жёсткие протестные формы. Граждане России, закономерно причисляя себя к числу цивилизованного европейского сообщества, не желают более выступать в роли бессловесного стада, которым бесконтрольно помыкает политическая и финансовая элита, произвольно и в своих корыстных целях навязывая обществу свою государственную, экономическую и идеологическую модели жизни. Как никогда ранее народы России нуждаются сегодня в такой информативной базе, которая бы позволила им широко, исчерпывающе и с опорой на факты анализировать основные элементы политической структуры государства, сложную мозаику политических событий, которая бы вернула им утраченное доверие к политическому истеблишменту. А роль эту в состоянии выполнить только реально независимые от государственных структур СМИ, а также печатные органы оппозиционных сил и предоставленные им равные условия участия в ТВ программах наравне с правящими политическими партиями. Народу нашей страны сегодня как никогда нужна своевременная и надёжная информация, получаемая не из сомнительных, безымянных Интернет-сайтов, не через слухи и сплетни, но из уважаемых (опирающихся на закон о печати), свободных СМИ. Именно авторитетная пресса всегда давала людям возможность самостоятельно судить о различных политических событиях, открыто формировать свои гражданские позиции и политические взгляды. В XXI веке наукоёмкие передовые технологии стали изменять лицо мира с невиданной прежде скоростью и глубиной. Гражданам новой, демократической России, объединённой с цивилизованными странами мира, необходимо научиться вырабатывать в своей политической и духовной культуре, в своём гражданском мировоззрении свободу мышления, аргументированный взгляд на современные политические процессы и действия. Этот взгляд должен принадлежать образованному, толерантному, воспитанному гражданину России, должен быть беспристрастным и лишённым всякого великорусского шовинизма и опираться исключительно на фактическое знание предмета обсуждения и широту восприятия разных политических позиций. Всякий иной путь будет ошибочным.
Экономические последствия социальной помощи в Польше Социальный эффект безработицы

Cборник научных статей
«Проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России: финансово-экономический социально-политический, правовой и гуманитарный аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2011
© Институт бизнеса и права с 1994 года