Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, статьи, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 


designed by baranenko.com  

Powered by Sun

Голубева Э. А.  Правила игры на рынке труда

Кандидат экономических наук, доцент,

Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет

Путь современного человека на рынок труда начинается задолго до того, как он напишет своё первое резюме и озаботится поиском и выбором конкретного места работы. Правила игры по прохождению пути «профессиональное обучение» и попадание в пространство «рынок труда» сродни on-line играм. Этот путь не даёт 100% гарантии, требует от человека инвестиций, труда и терпения, на нем нас поджидают откровенные удачи (бонусы от системного администратора)  и печальные провалы (fail and epic fail). Само трудоустройство не является конечной целью личности, а служит только средством для удовлетворения потребностей, через определенные материальные и нематериальные вознаграждения. Точно так же и в on-line  игре прохождение на другой уровень важно не само по себе, а является доказательством состоятельности игрока в киберпространстве. Маслоу утверждал, что «если проанализировать рядовые желания человека, то можно обнаружить, что они представляют собой скорее средства достижения целей, чем сами цели…. Если заглянуть дальше, можно «дойти» до фундаментальных целей человека. Отдельные желания сами по себе не так важны, как то, что они означают, куда ведут, и что может обнаружить за этими желаниями более глубокий анализ». На основе теории Маслоу для анализа мотивации абитуриентов вузов  можно провести прямую между двумя основными звеньями:

1. Что я хочу (творить, быть уважаемым человеком, быть уверенным в завтрашнем дне, иметь средства к пропитанию и т. д. – трактовка так называемой пирамиды потребностей А.Маслоу);

2. Что я должен предпринять (где учиться, по какой специальности/ направлению и т.д.).

Современные тинэйджеры хорошо представляют правила on-line  игры: для победы в игре мало быть сильным, необходимо поддерживать баланс навыков, умений и знаний.

 В таблице 1 представлено на гипотетическом примере сопоставление теоретических аспектов, мыслей индивидуума при его переходе с низшего уровня «школьное обучение» на верхний уровень «рынок труда» с поведением в киберпространстве.

Таблица 1

Теоретические аспекты

Мысли индивидуума

Правила on-line  игры

Фундаментальная цель

«я хочу быть уважаемым человеком»

Я хочу быть лучшим

Средства для достижения фундаментальной цели

Каждый уважаемый человек должен иметь машину, квартиру и «далее по списку»

Я должен перейти на высший уровень

Средства для достижения цели

«Кем я должен стать для этого?»

Что мне надо делать, чтобы перейти на другой уровень?

Инвестиции в человеческий капитал:

образование,

накопление производственного опыта,

поиск информации,

охрана здоровья,

мобильность

Мне надо:

получить образование;

получить опыт работы по специальности;

отслеживать информацию по рынку труда и по дополнительному обучению;

не бояться переехать на новое место работы или учебы;

следить за своим здоровьем

Мне надо:

Выбрать класс, распределить умения и статы, исследовать гайды, не бояться менять on-line игру, формировать и поддерживать коммуникации с другими участниками.

Отдача от инвестиций  в человеческий капитал:

более высокий уровень заработков,

большее удовлетворение от избранной работы в течение жизни,

более высокая оценка нерыночных видов деятельности.

Что я получу, накопив знания и приобретя опыт?

Что я получу от перехода на другой уровень?

Затраты на производство человеческого капитала

Мне надо пожертвовать временем, нервами, сном, независимостью!

Мне надо пожертвовать ресурсами: «золото, артефакты и т.д.»

К затратам на производство человеческого капитала, по мнению авторов теории человеческого капитала, относятся:

1. прямые затраты (плата за обучение) и сопутствующие расходы на образование, в том числе на смену места жительства и работы;

2. упущенный заработок, поскольку время обучения можно посвятить на получение дохода сразу после окончания 11 класса и стать независимым от родителей человеком.

3. моральный ущерб, так как получение знаний - это трудный и для многих неприятны процесс, особенно период экзаменационной сессии, а переезд к месту обучения сопровождается потерей контактов с близкими людьми.

Стереотипные ответы на вопрос «Что мне надо делать, чтобы перейти на другой уровень?» для выпускников 11 классов в реальном пространстве сводятся к следующим категориям на рынке труда:

· нужны квалифицированные рабочие;

· нужны специалисты с высшим образованием, имеющие навыки работы определенного уровня сложности (от специалистов до руководителей проектов).

Вариант построения карьеры по рабочим специальностям в данной статье рассматриваться не будет, т.к. по мнению автора, данная профессиональная траектория для личности является неперспективной в силу следующих семи причин:

1. большие физические нагрузки при слабом здоровье поколения 90-х;

2. незащищенность от произвола непосредственных начальников;

3. монотонность работы;

4. низкие заработки, обоснованные со стороны работодателей необходимостью биологического восстановления работников, а не уровнем жизни;

5. не престижность рабочих профессий;

6. высока угроза технологической безработицы;

7. отсутствие профессиональной мобильности.

Специалистам с высшим образованием сегодня тоже приходится нелегко, устроиться на приличную работу можно при условии наличия профильного диплома и опыта работы не менее 2 лет. Со стороны работодателя такое требование, как обязательный опыт работы претендента на вакантное место, связано с отсутствием института наставничества, а со стороны работника – «замкнутым кругом»: «как можно приобрести опыт работы, если тебя никуда не берут после вуза?» Параллели с on-line  играми проследить не сложно: на высоких уровнях игроку для преодоления сложных задач необходимо войти в сообщество, а для этого необходимо иметь минимум игрового опыта (человеческого капитала): начальную базу знаний, средний уровень опыта и наличие основных навыков и умений. Но нет гарантии, что перечисленный минимум будет востребован сообществом.

Рассмотрим возможные правила игры при планировании траектории профессионального образования. Правила игры на рынке труда, описанные авторами теории человеческого капитала, сводятся к следующему:

· я получаю в рамках системы профессионального образования «experience» и обращаюсь на рынок труда;

· в случае если мной все было сделано по правилам, получаю ПРАВИЛЬНУЮ работу, которая в свою очередь является средством для достижения фундаментальных целей;

· если мной были допущены ошибки, то меня «штрафуют» еще в процессе обучения, и я получаю худшую работу, т.е. не достигаю высокого уровня;

· если мной были сделаны существенные ошибки, то мне не предоставляется право миновать систему высшего профессионального образования и цепочка, которая могла бы довести меня до фундаментальной цели, обрывается. И я покидаю игру.

Проблемы у игрока в киберпространстве по прохождению на высший уровень возникают на стадии попадания в сообщество. Количество сообществ ограничено, количество мест в них тоже ограничено. Предложение, как и на рынке труда, превышает спрос. Природа проблем виртуального и реального пространств похожа. Сопоставление проблем специалиста с высшим образованием на российском рынке труда с проблемами участника on-line игры в киберпространстве представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сопоставление проблем на российском рынке труда с проблемами в киберпространстве

№ п\п

Ограничения для рынка труда

Ограничения в киберпространстве

1

Для построения прогноза в России не хватает достаточно подробных данных о рынке труда, в частности детализации по профессиям и использование качественных характеристик рынка труда

Отсутствие коммуникации с людьми, имеющими более высокий уровень и опыт, и невозможность получить информацию о классах и профессиональных особенностях

2

На подготовку квалифицированных специалистов требуется время (от 3-х до 5-ти лет) и абитуриент может «не угадать» при выборе направления профессионального образования

Версии on-line  игр обновляются быстрее, чем игрок успевает набрать уровень и связи в сообществе

3

Специалист с высоким уровнем человеческого капитала рассчитывает на высокий уровень заработной платы, чтобы возместить затраты на производство человеческого капитала, и может столкнуться с ресурсными ограничениями со стороны работодателя

Не все классы и не все ответвления профессий востребованы на верхних уровнях

4

Появление товаров-субститутов

Члены сообщества ушли в другую игру


О цене ресурса труда Клиентела как негативный тип управленческой команды

Cборник научных статей
«Проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России: финансово-экономический социально-политический, правовой и гуманитарный аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2011
© Институт бизнеса и права с 1994 года