Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, статьи, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 


designed by baranenko.com  

Powered by Sun

Усик Н.И. Предпосылки утраты конкурентоспособности РФ

Доктор экономических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный

университет низкотемпературных и пищевых технологий

Наиболее развитые страны мира, обладающие значительными финансовыми ресурсами, не приветствуют такие инструменты экономической политики как валютная, денежная, налоговая политика, изменение процентных ставок, субсидии, премии, скидки с установленного процента и иные регламентации различного рода являются средствами создания искусственных сравнительных преимуществ. [1, с. 69]

Это касается таких отраслей как продовольственная или национальная безопасность. Ограничения в этих отраслях внутренне (имманентно) присущи самому существованию этих стран. Экспорт сельскохозяйственной продукции осуществляется по ценам, не соответствующим издержкам производства из-за прямой и косвенной поддержки для обеспечения его выживания. Настолько же уменьшаются сравнительные преимущества стран, ввозящих эти продукты.

Здесь же необходимо учитывать либерализацию торговли и протекционизм, как два противоположных инструмента государственной политики. Использование этого инструмента зависит, как уже указывалось, от возможностей обладания финансовыми ресурсами и стратегии развития, вырабатываемой политиками. Окончательное решение по вступлению России в ВТО подорвёт и без того слабые позиции всех отраслей экономики, кроме нефтегазового комплекса, увеличивая зависимость от зарубежных стран.

Череда повторяющихся мировых кризисов и дефолтов свидетельствует об изменении структуры и культуры всего мирового рынка — он становится сетевым, а его фигуранты превращаются в части хозяйственной единой электронной экосистемы. М. Кастельс указал на то, что сети оказываются институтами, способствующими развитию целого ряда областей. Новые экономические формы строятся вокруг глобальных сетевых структур капитала, управления и информации, а осуществляемый через такие сети доступ к технологическим умениям и знаниям составляет в настоящее время основу производительности и конкурентоспособности.[2, с. 496]

М. Портер к источникам конкурентоспособности в глобальной экономике относит четыре фактора: 1) технологические мощности; 2) доступ на крупный, интегрированный и богатый рынок; 3) разница между производственными издержками у производящей стороны и ценами на целевом рынке; 4) политические возможности национальных и межнациональных институтов управлять стратегиями роста стран и регионов, находящихся под их юрисдикцией.

Становится очевидным, что эти источники и обеспечивают конкурентоспособность, поскольку представляют собой институциональные условия хозяйствования.

Поэтому М. Портер отмечал, что конкурентные преимущества выражаются в национальной, государственной и местной конкурентоспособности в контексте мировой экономики. [3, с. 205]

Система координат в мире сложилась за последние пять веков и в ее основе система социального подавления с помощью денег и закона. Так, успех японской модели управления значительно содействовал международной конкурентоспособности японских компаний, применявших двойственные структуры в виде крупных и периферийных фирм. Предпосылкой применения двойственной структуры является слабо развитая система промышленных отношений, основанная на переговорах на уровне компании и на низком уровне местного и национального регулирования, которое приводит к максимальной свободе действий работодателя и дифференциации нормативных затрат труда среди фирм. Поэтому менеджмент всего мира ищет инновационные методы такой организации бизнеса, когда главными будут не законодательные нормы, а принципы. Парадокс производительности вместе с модным направлением изобретения новых ценностей и их продаж (так называемый форсайт) приводят, на наш взгляд, к современным кризисам, наряду с финансовыми рынками.

Развитые страны находятся на стадии инвестиционных и инновационных преимуществ, а остальные, в основном, на стадии факторных преимуществ, и частично инвестиционных с точки зрения привлекательности, например, Китай.

Стратегия открытости экономики и ориентированности на мировой рынок дает возможность странам, имеющим низкий среднедушевой доход, использовать своеобразное «преимущество отсталости». Они добиваются более быстрого роста в сравнении с развитыми странами, применяя  нововведения (через импорт содержащих передовые технологии машин и заимствование идей). Переход же на технологические конкурентные преимущества требует от правительства координации инвестиций в технологии с развитием «человеческого капитала». Здесь в нашей стране большие проблемы, связанные с уменьшением финансирования фундаментальной науки, ликвидации высшего образования.

Оценка конкурентоспособности на макроуровне не может ограничиваться экономико-технологическими факторами, поскольку складывается новый, отличающийся глобальными экономическими процессами, образ мирового хозяйства: мировая экономика постепенно превращается в геоэкономическое пространство, в котором государственные границы становятся все более прозрачными, а национально-государственные интересы размываются интересами фирм.

Международная конкуренция в экономической сфере остается тесным образом связанной с геополитическими проблемами. В немалой степени макроконкурентоспособность зависит от общей экономической и военной мощи страны, обеспечивающей ее политическое влияние, а также от политической стабильности как внутри страны, так и в ее взаимоотношениях с партнерами по международному сообществу. Несмотря на радикальные изменения современной политической карты мира, процесс формирования его новой геополитической структуры только начался, и геополитический фактор в ближайшие годы будет оказывать огромное влияние на конкурентоспособность национальных хозяйств стран, претендующих на существенную роль в мировой политике и экономике.

Таким образом, конкурентоспособность представляет собой следствие управления создаваемыми конкурентными преимуществами и отражает технологические и нетехнологические преимущества стран.

 Макроконкурентоспособность зависит также от внутри- и внешнеэкономической политики государства, от выбранных им приоритетов в сфере внешнеэкономических связей, где определяющую роль играют такие направления и меры, как расширение импортозамещающего производства и протекционизм, осуществление конкурентного давления на отечественных производителей с целью снижения их издержек, внешнеэкономическая экспансия и т.п. Важную роль при этом играет национальное законодательство, обеспечивающее благоприятную среду для развития конкурентоспособных  видов деятельности.

Факты, свидетельствующие о резком ухудшении конкурентных позиций России на мировом рынке, а также о тревожной тенденции к ослаблению позиции отечественных производителей на собственном национальном рынке, в основном объясняется резким снижением эффективности функционирования, как всей хозяйственной системы, так и ее секторов и звеньев. Такое положение определяется более высоким уровнем издержек (из-за сурового климата), что частично определяет неконкурентоспособность готовой продукции российской промышленности (кроме уникальной) по основному соотношению выручка/издержки. Исходя из этого, Россия не всегда может быть конкурентоспособной в сравнении с развитыми странами.

При этом наибольшую озабоченность вызывает драматичное состояние инвестиционной сферы, свидетельствующее о постепенной, но достаточно быстро прогрессирующей, утрате страной способности к воспроизводству сложного комплекса отраслей обрабатывающей промышленности. В перспективе это грозит зависимостью нашей страны от внешних источников обеспечения хозяйства воспроизводственными ресурсами.

Россия пока еще сохраняет потенциал для присутствия на быстроразвивающихся рынках как конкурентоспособная страна. Для его реализации необходимо выработать программу повышения конкурентоспособности на всех трех уровнях (макро-, мезо- и микроуровень). Эта программа должна быть дополнена разработкой эффективной внешнеторговой и более общей – внешнеэкономической – стратегии на длительную перспективу. Здесь главными направлениями должны стать: наращивание инвестиций в собственные исследования и разработки в высокотехнологичных обрабатывающих отраслях, интенсивная модернизация «человеческого капитала» и целенаправленное улучшение экономической среды, ориентированные на развитие и диффузию знаний и нововведений (для этого особенно важно развитие информационных технологий и формирование информационной инфраструктуры). Также можно использовать «преимущества отсталости», заимствуя новые технологии и различными способами содействуя их распространению. Необходимо также энергичное задействование нетехнологических факторов конкурентоспособности (относительно низкую заработную плату и благоприятный валютный курс) для закрепления на рынках низкотехнологичных отраслей. Умелое сочетание решения краткосрочных и долгосрочных задач на всех трех уровнях формирования конкурентоспособности национального хозяйства может принести реальный стратегический успех.

Список использованных источников

1.       Пебро М. Международные экономические, финансовые и валютные отношения: Пер. с франц./Общ. ред. Н. С. Бабинцевой. – М.: Прогресс, Универс, 1994. – 496 с.

2.       Кастельс М. Становление общества сетевых структур\Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология/Под ред. В. Л. Иноземцева. – М.: Academia, 1999, с. 496.

3.       Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2000. – 495 с.

Промышленное таргетирование как стратегическое направление преодоления дотационности региона К вопросу о состоянии государственного финансирования инновационной деятельности

Cборник научных статей
«Проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России: финансово-экономический социально-политический, правовой и гуманитарный аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2011
© Институт бизнеса и права с 1994 года