Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, статьи, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 


designed by baranenko.com  

Powered by Sun

Васильев Ю.Н.               Проблемы формирования, размещения, исполнения государственного заказа

Кандидат экономических наук, доцент,

Санкт-Петербургский государственный горный университет

В настоящее время в РФ осуществляется формирование комплексной федеральной контрактной системы (ФКС). В частности, в стадии проекта находится Закон «О федеральной контрактной системе». Предполагается, что ФКС станет действенным инструментом государственной инвестиционной политики, сыграет важную роль в модернизации всей российской экономики, существенно повысит эффективность бюджетных расходов. Отмечается, что новая контрактная система должна регламентировать и структурировать все этапы прохождения закупок, увязать их в единое целое, сделать более прозрачными и понятными, в том числе доступными для общественного контроля.

Государственные закупки являются сложным процессом последовательно осуществляемых, функционально связанных видов деятельности, таких как [3, С.51]:

1. Формирование государственного заказа – определение потребностей в продукции (работах, услугах) в натуральном и стоимостном выражении, необходимых для осуществления государственным заказчиком возложенных на него полномочий (функций, задач).

2. Размещение государственного заказа – совокупность действий, осуществляемых государственными заказчиками в порядке, предусмотренном существующим законодательством, в целях определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и последующего заключения с ними государственных контрактов на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг) для удовлетворения государственных нужд.

3. Исполнение государственного заказа - совокупность действий, осуществляемых поставщиками (исполнителями, подрядчиками) по исполнению государственных контрактов на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг) и государственными заказчиками по оплате и использованию продукции (работ, услуг) для удовлетворения государственных нужд.

В настоящее время существует ряд библиографических источников, в которых рассматриваются проблемы, связанные с осуществлением государственных закупок [2]. Так, на стадии формирования заказа выделяют такие проблемы как:

·          невозможность отражения в техническом задании и заявке всех необходимых требований к предмету закупки, обеспечение ясности и нейтральности спецификации;

·          отсутствие методических указаний по определению начальной цены контракта;

·          обоснование выбора процедуры закупки;

·          низкая информационная прозрачность текущих закупок.

На стадии размещения заказа выделяются следующие проблемы:

·          длительность конкурсных/аукционных процедур;

·          необходимость использования процедуры аукциона для закупок уникального характера с ограниченным числом потенциальных поставщиков;

·          документальное обеспечение заявки;

·          недобросовестное поведение поставщика во время процедуры конкурса/аукциона;

·          потребность во взаимодействии с одним и тем же поставщиком.

На стадии исполнения заказа выделяются следующие проблемы:

·          невозможность адаптации государственного контракта к изменению внешних условий;

·          поставка товаров ненадлежащего качества;

·          срыв сроков поставки;

·          поставка товаров ненадлежащего качества при формальном выполнении требований технического задания;

·          ограниченность возможностей заказчика по воздействию на недобросовестного поставщика.

Но нужно сказать, что большинство перечисленных проблем рассматриваются в качестве препятствий, возникающих перед заказчиком по причинам несовершенства законодательства, неразвитости рынка и т.д.

Другая плоскость рассмотрения данного вопроса - проблемы, связанные с ненадлежащим выполнением государственным заказчиком требований законодательства в сфере государственных заказов. К таким проблемам относят нарушения: порядка публикации извещения и документации о конкурсе (аукционе); порядка и сроков допуска к процедурам и выбора победителя; установление неправомерных требований к участникам и т.д.

Также часто рассмотрение проблем в сфере государственного заказа ограничивается анализом недостатков нормативных актов, и в частности, Федерального закона от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Проблемы несовершенства законодательства нами в данной статье не рассматриваются.

Часто проблемы обусловлены недостатками менеджмента государственного заказчика, поставщика или посредника в лице электронной торговой площадки (ЭТП). Среди таких проблем необходимо выделить следующие:

1. На стадии формирования заказа.

1.1. Отсутствие у государственного заказчика функции долгосрочного планирования закупок. Осуществляемая в настоящее время реформа государственного заказа направлена, в том числе, на законодательную регламентацию процесса планирования государственных закупок.

1.2. Отсутствие опыта составления технического задания у конкретного исполнителя, а также знаний необходимых для этого. Лицо, формирующее техническое задание, может не знать положений закона, либо не уметь применять данные положения, а также не знать специфики закупаемого товара (работы, услуги). Такая ситуация вероятна в организациях с интенсивным движением кадров («текучка кадров»).

1.3. Проблемы составления конкурсной документации (документации об аукционе, запроса котировок). Возникновением таких проблем при надлежаще сформированном техническом задании объясняется наличие в документации ошибок, неточностей, что в конечном итоге может привести к трудностям при выборе победителя.

2. На стадии размещения заказа.

2.1. Проблемы, связанные с трудностями получения электронной цифровой подписи (ЭЦП). Нужно сказать, что данные проблемы возникают, как правило, у организации, которой для участия в электронных процедурах размещения заказа необходимо оформление ЭЦП. Получение ЭЦП заказчиком, по нашим данным, происходит в установленном порядке и нарушений в нем значительно меньше.

2.2. Проблема превышения нормативных сроков прохождения аккредитации участника на ЭТП. На практике такой срок составляет до 2 недель при нормативном сроке в 4‑5 дней.

2.3. Технические проблемы в работе ЭТП, сбои и неполадки в работе, что приводит к невозможности участия в электронном аукционе, регистрации как опоздавших заявок, присылаемых в установленные сроки, и т.п.

2.4. Низкий уровень конкуренции либо отсутствие поданных заявок. Данная проблема может быть обусловлена другими проблемами, такими как трудности проработки начальной (максимальной) цены.

2.5. Сговор участников конкурсной процедуры. Часто отмечается, что данная проблема решается путем ограничения информационной прозрачности закупки, в частности, введения правила анонимности участников аукциона [1, С.60]. Однако, по имеющимся данным, в настоящее время при проведении открытого аукциона в электронной форме, несмотря на анонимность участников, допущенных к аукциону, у участников имеются возможности получать информацию о наименованиях лиц, являющихся участниками аукциона.

2.6. Отказ победителя от подписания контракта, что может быть в одних случаях вызвано изменившимися обстоятельствами, а в других – недобросовестным поведением поставщика во время процедуры конкурса или аукциона (демпинг).

2.7. Нарушение сроков подписания контракта или включение в проект контракта ранее в нем не существовавших требований. Нередким является случай, когда представители победителя конкурса или аукциона не знают или неверно толкуют положения законодательства в сфере государственных закупок, в связи с чем, подписание контракта ЭЦП поставщика не происходит в установленный срок. В результате нормы закона требуют включения такого участника в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.

Многочисленные проблемы, связанные с нарушением сроков опубликования и т.п., в настоящее время решаются техническими средствами электронных площадок, с которыми сотрудничают заказчики при осуществлении государственных закупок.

3. На стадии исполнения заказа.

3.1. Недобросовестность поставщика (невыполнение обязательств по контракту). Часто такая проблема является следствием недобросовестного поведения поставщика на конкурсе (аукционе), когда стремление стать победителем приводит к нецелесообразно большой степени снижения цены.

3.2. Риск неоплаты поставки в связи с проблемами финансирования государственного заказчика.

Проблемы на данной стадии решаются нормами гражданского права.

Проблемы, рассматриваемые нами, обусловлены неразвитостью инфраструктуры или проблемами экономики в целом (проблемы 1.1., 2.1., 3.2), отсутствием (низким уровнем) организационной культуры заказчика либо поставщика (проблемы 1.2, 2.5, 2.6, 3.1), а зачастую «человеческим фактором» (проблемы 1.2, 1.3, 2.2, 2.3, 2.7.). Нужно отметить, что последняя группа проблем является, на наш взгляд, наиболее трудно поддающейся решению. Проблемы данной группы возникают постоянно вне зависимости от степени развитости экономики, информационно-коммуникационных технологий, и сферы государственного заказа.

Список использованных источников

1. Иванов А.Е. Стук идет… // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2009. №16. С.54-61

2. Рожков М.А., Балаева О.Н. Проблемы госзакупочной деятельности в России: взгляд заказчика // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2009. №18. С. 62-73

3. Хвостов А.А. Отдельные вопросы унификации понятийного аппарата в сфере государственных закупок // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2009. №16. С. 46-53

Методы государственного регулирования экономики Анализ влияния террористических событий на экономическое состояние государства

Cборник научных статей
«Проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России: финансово-экономический социально-политический, правовой и гуманитарный аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2011
© Институт бизнеса и права с 1994 года