Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, статьи, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 


designed by baranenko.com  

Powered by Sun

Мишанков А.Ф. Проблемы и перспективы взаимодействия хозяйствующих субъектов на рынках товаров и услуг в системе управления качеством: системно-логистический подход

Кандидат экономических наук, доцент,

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Проблемы и перспективы взаимодействия  хозяйствующих субъектов на рынках товаров и услуг связаны, среди прочего, с тем, что отдельные организации в современной России до сих пор думают, что они могут оптимизировать условия для максимизации своей прибыли за счет партнеров по цепочке поставок. Однако присутствие победителей сопровождается наличием проигравших, и проигравшие не способны инвестировать или развивать свои мощности, необходимые для поддержания надежной цепочки поставок в течение долгого времени.

Следует отметить, что теория взаимодействия, которая находится в начальной стадии своего развития, пока не имеет четко обозначенных концепций и постулатов, позволяющих разработать механизм управления взаимодействием участников каналов сбыта. В тоже время, следует отметить, что к основным принципам менеджмента качества, на которые опираются стандарты ИСО 9000 версии 2000г., относится принцип взаимовыгодных отношений с поставщиками, включающий: налаживание четких и открытых связей; совместные действия с целью четкого понимания запросов потребителя; обмен информацией и планами на будущее; установление взаимодействия с поставщиками на основе баланса краткосрочных и долгосрочных целей предприятия и общества и т.д.

Перспективы взаимодействия хозяйствующих субъектов для успешного функционирования каждого из них на рынках товаров и услуг, также связаны с реализацией таких принципов менеджмента качества как: ориентация на потребителя; лидерство руководства; вовлечение работников; процессный подход; системный подход к менеджменту; постоянное улучшение; принятие решений, основанных на фактах. 

Анализируя проблемы развития предпринимательства в России, можно выделить политику органов государственной и муниципальной власти в области качества: формирование задач и стратегий, включая стратегию формирования и развития рынков товаров и услуг, а также Концепцию национальной политики России в области качества продукции и услуг, политику руководства предприятий, собственно систему качества, включающая обеспечение, управление и улучшение качества, с учетом этапов жизненного цикла товаров и услуг в рыночной среде.

Поскольку, основой качества продукции, как видно из рис. 1 , на первом и 12-ом этапах жизненного цикла (маркетинг, изучение рынка) является уровень развития существующего рынка, то является целесообразным управлять этим рынком, то есть формировать и развивать рынок, в том числе, с помощью разработанных  стратегий формирования и развития рынков для обеспечения более высокого стартового уровня качества продукции, переходящего в процессе эволюции в качество жизни.

         С учетом изученных обстоятельств, автором даны определения системы управления рынков, системно-логистического подхода, а также стратегий формирования и развития рынков. 

По мнению автора, системно-логистический подход заключается в интеграции совместных усилий на основе принципа рыночной ориентации различных структурных подразделений предприятий, внешних партнеров, а также организационных структур на муниципальном, региональном и федеральном уровне по стратегическому развитию территорий, рынков, систем управления качеством и прочих структур, обеспечивающих направленность всех логистических операций на предоставление продукции требуемого качества, формирование конкурентной среды, оптимальную территориальную организацию населения и хозяйства, взаимосвязанность ресурсов, в том числе путем рационального приведения в целенаправленное движение материальных, финансовых, информационных, трудовых и прочих ресурсных потоков в целях создания благоприятных сервисных условий и минимизации затрат и потерь при движении товаров, пассажиров и капитала, максимальной эффективности всех участников совместного бизнеса и удовлетворения потребностей населения в конкурентоспособных товарах и услугах.

Модель системы управления качеством представлена на Рис.1.

 

Рынок товаров и услуг в территориальных социально-экономических системах

Рис. 1.  Модель системы управления качеством.

1-й этап – маркетинг и изучение рынков; 2-й этап-проектирование и разработка продукта; 3-й этап-планирование и разработка процессов; 4-й этап - закупки; 5-й этап – производство продукции и предоставление услуг; 6-й этап - проверка; 7-й этап - упаковка и хранение; 8-й этап - продажа и распределение продукции;  9-й этап - монтаж и ввод в эксплуатацию; 10-й этап –  техническая помощь и обслуживание;11-этап - послепродажная деятельность, утилизация продукции; 12-й этап-маркетинг и изучение рынков.

В этой связи, а также, исследуя проблемы развития предпринимательства, в том числе в условиях кризиса, с системных позиций, включающую инновационную составляющую, по мнению автора, систему управления рынков товаров и услуг можно определить как совокупность организационно-экономической, социальной и организационно-правовой подсистем обеспечения комплексного социально-экономического развития территории, оргструктур по стратегическому развитию территории, рынка и созданию конкурентной среды на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также других профильных организаций, обеспечивающих формирование и устойчивое развитие рынка на основе системно-логистического подхода и обеспечения  обратной связи для удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах, производимых наиболее эффективными способами, с использованием таких инструментов как логистика, маркетинг и управление качеством. В этой же связи, по мнению автора, стратегии формирования и развития рынков товаров и услуг можно рассматривать, как способы достижения целей, систему взаимоувязанных мероприятий при разработке и реализации документов стратегического планирования, включая программы комплексного социального развития, на основе системно-логистического подхода на федеральном, региональном и местном уровне, направленных на выявление реальных потребностей и нужд населения МО и содействие в их удовлетворении наиболее эффективными средствами.

Таким образом, на наш взгляд, можно предположить, что уровень развития рынков, включая стратегии развития, может оказывать решающее значение на качество выпускаемой продукции и конкурентоспособность товаров и услуг.

 При управлении системой (объектом) осуществляется переход из одного состояния в другое, т.е. управляемый объект под воздействием управляющей системы изменяет свое поведение так, чтобы достичь заданной цели, и при помощи обратной связи выдает ответную реакцию о своем состоянии или функционировании. Поэтому процесс управления во многом представляет собой преобразование информации обратной связи в информацию управляющих воздействий. В нашем случае процесс формирования и управления рынками товаров и услуг рассматривается не виде процесса воздействия, а как процесс взаимодействия с обратной связью. Модель взаимодействия стратегий формирования и развития рынков товаров и услуг с системами управления качеством, логистической системой и системой управления рынками, используя возможности системно-логистического подхода представлена на рисунке 2.

Описание: Без Рис.2. Модель взаимодействия стратегий формирования и развития рынков товаров и услуг с системами управления качеством, логистической системой и системой управления рынками на основе системно-логистического подхода.

1. Стратегии формирования и развития рынков товаров и услуг в территориальных  социально-экономических системах;  2, 3, 4 – системно-логистический подход.

На рисунке 2. видно, что стратегии формирования и развития рынков товаров и услуг в территориальных социально-экономических системах взаимодействуют с системой управления качеством, системой управления рынками и логистической системой на основе обратной связи. Одновременно каждая из указанных систем также взаимодействует между собой. В модели взаимодействия стратегий и систем учтен системно-логистический подход, интегрирующий указанные системы и усилия предприятий и органов государственной и муниципальной власти в рациональном ресурсном обеспечении для повышения эффективности управления предприятиями, в том числе по направленности всех логистических операций на производство продукции требуемого качества и повышения качества жизни населения.  

Проблемы управления рекламной деятельностью Маркетинговая концепция наукоемких промышленных предприятий

Cборник научных статей
«Проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России: финансово-экономический социально-политический, правовой и гуманитарный аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2011
© Институт бизнеса и права с 1994 года