Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, статьи, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 


designed by baranenko.com  

Powered by Sun

Моденов А.К. Процедурные модели таможенного оформления в системе международного таможенного права

Профессор кафедры предпринимательского права и экономической безопасности СПбГИЭУ (ИНЖЭКОН), д.э.н., к.ю.н., профессор

Влияние на внешнеэкономическую деятельность такого фактора, как развитие услуг в таможенной сфере, приобрело определяющее значение. Прохождение таможенных формальностей является не имеющей альтернативы обязанностью участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД), желающего реализовать свое право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу. В настоящее время большинство участников ВЭД не используют в полной мере имеющиеся возможности для ускорения и упрощения процесса таможенного оформления и таможенного контроля. Компании, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, сталкиваются с большим количеством проблем, самостоятельно решить которые, как правило, невозможно. К подобным проблемам следует отнести как соблюдение всех предусмотренных таможенным законодательством требований, так и решение вопросов, имеющих экономический характер, а именно перевозку и хранение товаров.

Многие участники ВЭД предпочитают решать указанные проблемы не самостоятельно, а обращаться за помощью к профессионалам. В настоящее время все большее распространение получают предоставляемые разными фирмами услуги, призванные облегчить профессиональную деятельность клиентов. Одним из наиболее бурно развивающихся является рынок услуг, оказываемых в таможенной сфере, чему во многом способствовало реформирование таможенного законодательства в Российской Федерации, в частности, Таможенный союз.

Вместе с тем в настоящее время еще недостаточно разработаны теоретические основы предоставления услуг в таможенной сфере. Так, отсутствует классификация этих услуг, а также предусмотренный Регламентом Федеральной таможенной службы (ФТС) России перечень государственных услуг, предоставляемых таможенными органами. Все еще остается непроработанным большое количество вопросов, связанных с предоставлением подобных услуг.

Таможенные операции включают в себя емкую и весьма многогранную деятельность таможенных служб государств по реализации условий международных договоров и соглашений по таможенному сотрудничеству: выполнение разнообразных предварительных таможенных формальностей, организацию таможенного сопровождения товаров, оформление принятия таможенной ответственности за предъявленные товары и контроль за порядком выдачи груза по уплате таможенной пошлины и таможенной очистки. В эти операции включаются и надзорные функции за условиями создания и эксплуатации приписных таможенных складов и зон выдачи груза, а также систематическая проверка правильности надлежащей классификации грузов соответственно товарной декларации и т.д.[4]

Что касается международных договоров, то к ним, прежде всего, относятся: международные соглашения об упрощении таможенных формальностей 1928г., предусматривающие условия обязательной предварительной публикации участвующими в них странами всех издаваемых ими национальных таможенных Правил и тарифов со всеми внесенными в них изменениями; систематическое упрощение условий и процедуры выдачи свидетельств о происхождении товара. В соответствии с требованиями соглашений государств их участники обязаны обеспечивать беспошлинный пропуск через свои таможенные границы промышленных и торговых образцов. Особенности пропуска грузов нетоварного (некоммерческого) характера также определяются рядом специальных международных договоров и соглашений.

Таможенные операции различаются в зависимости от способа международной перевозки грузов и пассажиров на различных видах транспорта, объекта таможенных операций (багаж, ручная кладь, международные почтовые отправления, валюта, валютные ценности и др.) и условий пропуска грузов через таможенную границу (таможенные сборы, порядок досмотра и пропуска грузов и транспортных средств в международном сообщении).

Таможенный контроль направлен на неукоснительное соблюдение установленного порядка и условий пропуска грузов. Общие положения о таможенном контроле сводятся к надзору за неукоснительным соблюдением установленного порядка и условий пропуска грузов, под которыми понимаются всякого рода предметы, транспортные средства и вещи отдельных лиц, следующих через государственную границу, и т.д. Грузы по их целевому назначению делятся на экспортные, импортные и некоммерческие, не подпадающие под правила международной торговли. К таким грузам относятся: экспонаты и оборудование иностранных выставок, рекламные предметы, представительские продукты, каталоги, проспекты товаров и предметов, предназначенных для продажи на территории выставки [3, C.30]; образцы, не представляющие товарной ценности, а имеющие товарную ценность (они подпадают под таможенные операции по их учету, хранению и использованию); кинофильмы, фильмоматериалы, печатные издания, предметы, прилагаемые к заявкам на изобретения, художественные и исторические ценности; живые животные и сырые продукты животного происхождения, семенной и посадочный материал, растения по сертификатам Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО); транзитные грузы.

Что касается других товарных документов, то это, прежде всего, свидетельство о происхождении товара, удостоверяющее, из какой страны происходит сам импортируемый товар, а также отдельные компоненты, из которых он изготовлен. Такое свидетельство импортеру необходимо иметь в тех случаях, когда место происхождения товара оказывает влияние на размер ставки таможенной пошлины или предоставление таможенных льгот, предусмотренных торговыми соглашениями о применении конвенционного тарифа, скидки с общего таможенного тарифа, освобождение от взимания таможенной пошлины или таможенных сборов и т.д. Например, экспорт товаров из развивающихся стран на рынки единой таможенной территории государств — членов Европейского экономического сообщества осуществляется в соответствии с принятыми «Общим рынком» Правилами о происхождении товаров. Эти правила допускают отмену или снижение таможенных пошлин на товары из развивающихся стран только лишь при условии их изготовления из компонентов, произведенных в стране-экспортере. Этим Сообщество практически закрыло свои рынки для готовых изделий и полуфабрикатов, выполненных совместными усилиями развивающихся стран в рамках их международных экономических интеграционных группировок (Doc. UN. TD/B/C. 5/54, 18. V. 1977. P. 46.).

Различия национальных правовых систем, касающиеся регулирования таможенного дела, серьезно осложняют международный товарообмен, препятствуют развитию мировой торговли, создают барьеры на пути международного товарооборота. Устранение этих преград превращается в одну из актуальных задач, решение которой возложено государствами на Всемирную таможенную организация (далее – ВТО). В этой связи, деятельность ВТО по сближению (унификации, гармонизации) правовых систем в области таможенного дела приобретает большое значение. Гармонизация правовых систем в сфере международно-правового регулирования таможенных процедур является одним из основных направлений вышеуказанной деятельности ВТО, поскольку таможенные процедуры составляют основу, суть таможенного дела в любом государстве. Основная цель гармонизации правовых систем в сфере таможенных процедур, преследуемая ВТО, – это упрощение и ускорение этих таможенных процедур для облегчения мировой торговли [5].

Решение данной проблемы ВТО осуществляется международно-правовыми средствами, то есть путем разработки стандартных международно-правовых норм (или норм–стандартов), на основе которых государства принимают единообразные национально-правовые нормы, регулирующие таможенные процедуры. Основным механизмом гармонизации в этой сфере в рамках ВТО является договорный механизм. К важнейшим международным договорам, разработанным ВТО и направленным на сближение правовых систем в сфере таможенных процедур относятся: Киотская конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. в редакции Протокола 1999 г. (далее – Киотская конвенция), Конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров (Конвенция АТА) от 6 декабря 1961 г. Конвенция о временном ввозе от 26 июня 1990 г.

Киотская конвенция является самым значительным международно-правовым документом, направленным на сближение правовых систем в сфере регулирования таможенных процедур, которая служит ориентиром в построении таможенного законодательства многих стран и представляет собой свод международно-правовых стандартных норм, на которых должны базироваться национально-правовые единообразные нормы государств-участников конвенции.

Приведение национального таможенного законодательства в соответствие с положениями Киотской конвенции является основной задачей России и членов таможенного союза в свете вступления во Всемирную торговую организацию и присоединения к этому универсальному международному договору в области международного таможенного сотрудничества. Анализ современного состояния Таможенного кодекса ТС (далее – ТК ТС), свидетельствует о том, что еще немало его положений подлежат ревизии на основе стандартных международно-правовых норм Киотской конвенции. В качестве примера, можно привести терминологическое несоответствие некоторых определений понятий, данных в ТК ТС, аналогичным понятиям Киотской конвенции [1, C.46].

Приведенный пример терминологического несоответствия является не единственной проблемой в процессе приведения таможенного законодательства в соответствие с международно-правовыми стандартными нормами Киотской конвенции. Существуют и некоторые другие проблемы. Однако именно от терминологического единства необходимо отталкиваться в этом процессе, поскольку, не определившись с понятийным аппаратом, сложно вести речь о возможном упрощении таможенных процедур на основе стандартных правовых норм международных договоров.

В рамках переговоров по вступлению РФ и стран таможенного союза в ВТО соответствие таможенного законодательства конвенционным нормам также и в области таможенных формальностей и процедур выступает основным критерием соблюдения требований ВТО.

Последовательность административных процедур при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу выглядит в исследуемых моделях схожим образом и включает в себя ввоз товаров на таможенную территорию; предъявление товаров таможне; временное хранение; декларирование и разгрузку товаров; помещение товаров под таможенный режим; выпуск товаров. Для моделей ЕС, Японии и России характерны общие элементы, которые способствуют упрощению и ускорению таможенного контроля на различных этапах таможенного оформления (электронное декларирование, предварительные классификационные решения и решения о происхождении товаров, рассрочка уплаты таможенных платежей, предварительное декларирование, упрощенные процедуры для уполномоченных лиц). Во всех моделях отмечается единая международно-правовая основа регулирования порядка определения таможенной стоимости (статья VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее - ГАТТ)), общие формы и методы таможенного контроля, предусматривающие, в частности, контроль после выпуска товаров и проведение таможенного аудита, наличие правовых основ использования информационных (компьютерных) систем и технологий обработки таможенных деклараций и производства таможенных операций.

Наличие у всех моделей общей системы таможенных процедур, схожесть процессуальных норм таможенного оформления, подверженность процедур таможенного оформления всестороннему конвенционному регулированию позволили сделать следующие выводы.

Во-первых, национальная модель таможенного оформления не устанавливает сугубо индивидуального механизма реализации материальных норм, который бы существенно отличал ее от других моделей, либо оказывал трансграничное воздействие на таможенные законодательства других стран. Во-вторых, модели таможенного оформления ЕС, Японии и России являются национальными производными от универсальной модели, которая в настоящее время представляет собой совокупность норм и принципов, выработанных в рамках международных межправительственных организаций в сфере таможенного дела и заключенных в системе многосторонних международных договоров [3, C.21]. Наличие универсальной модели - залог успешного решения задачи унификации и гармонизации таможенного законодательства. Особенности таможенного оформления в конкретном государстве позволяют адаптировать модель к практическим условиям и показывают уровень развития таможенной системы.

Список использованных источников

1. Давыдов Ю.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (новая редакция). - М.: ТК Велби, 2008.

2. Живенко Н.В. Международно-правовые основы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Автореф. дисс. к.юр.н. – М., 2009. С.4.

3. Калашникова И.А Меры административного принуждения, применяемые таможенными органами / И.А. Калашникова ; Юж.-Урал. гос. ун-т, Юрид. фак. – Челябинск : Изд-во ЮУрГУ: Рекпол, 2008. – 264 с.

4. Милушин М.И. Новое положение о лицензировании: точки над "i" расставлены // Фармацевтическое обозрение. 2009. N 9. С. 6-7.

5. Прусакова Н.В. Таможенные органы в механизме современного государства: сравнительно-правовое исследование : автореф. дис. канд. юрид. наук : спец. 12.00.14 / Прусакова Н.В. ; [Рос. таможен. акад.]. – М., 2008. – 26 с.

Социальный эффект безработицы Исследование преступности в Приволжском федеральном округе эконометрическими методами

Cборник научных статей
«Проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России: финансово-экономический социально-политический, правовой и гуманитарный аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2011
© Институт бизнеса и права с 1994 года